Совершенствование техники

Первоначальное обучение крученой и резаной подачам и совершенствование плоской подачи

Из всех ударов теннисист должен больше всего разнообразить подачу. За последние годы в подаче произошли существенные изменения. Поэтому, прежде чем перейти к методике обучения, необходимо разобрать ряд важных вопросов, которые тренер должен учитывать в своей работе.

Как известно, существуют три типа подачи: плоская, крученая и резаная. Однако в настоящее время получило распространение еще сочетание плоской подачи (рис. 28, а) и подачи с вращением мяча, близкой по координации рисунка движения к плоской подаче.

В качестве первой подачи обычно применяют плоскую, которая обеспечивает быстрый полет мяча и сразу же создает условия для выигрыша очка, в качестве второй подачи используются подачи с вращением мяча.

Перед тем как приступить к обучению подаче с вращением мяча, тренеру следует снова продемонстрировать занимающимся основу механики движения подачи.

При выполнении подачи рука и ракетка выполняют роль ударного конца хлыста, причем очень гибкого. Рука напрягается исключительно только при непосредственном соприкосновении ракетки с мячом. Особую роль играет кисть, которая вначале немного отстает, а затем обгоняет предплечье и плечо и как бы подхлестывает мяч.

Главное правило подачи с вращением мяча — постепенное ускорение движения ракетки, при этом мышцы руки и туловища должны быть твердыми, но ненапряженными. Нужно научиться удерживать мяч на струнной поверхности ракетки, «прокатывая» его от одного края обода к другому. Только в этом случае и достигается хороший так называемый «прочес» струн по мячу, а следовательно, и его вращение.

Не будем вдаваться в подробности техники подачи, которая достаточно хорошо описана в методической литературе. Поможем лишь тренеру разобраться еще в двух моментах, связанных с обучением подаче: с вращением мяча и его подбросом.

Представьте себе, что на мяче нарисован циферблат часов. В этом случае при резаной подаче, когда мяч вращается примерно вокруг вертикальной оси (движение струнной поверхности ракетки слева направо-вниз), ракетка будет соприкасаться с мячом в точке около 3 час. на циферблате (рис. 28, б).


Рис. 28. Различные положения головки ракетки относительно мяча при подаче: а — плоской; б — резаной; в — крученой; г — с наклонным вращением

При крученой подаче ось вращения мяча более близка к горизонтальной и путь струнной поверхности ракетки по поверхности мяча значительно длиннее, а направление движения слева вверх-направо (рис. 28, в). Движением кисти подающий стремится как бы описать полуокружность вокруг мяча. При этом ракетка соприкасается с мячом в точке около 1 часа на циферблате.

В техническом плане более проста резаная подача. Однако анализ подачи сильнейших игроков мира говорит о том, что ими применяется подача, которая является чем-то средним между резаной и крученой подачами. Ось вращения этой подачи близка к оси, у которой угол наклона 30° к вертикальной оси вращения мяча. Ракетка же соприкасается с мячом в точке 2 часа на циферблате (рис. 28, г). Эту подачу мы в дальнейшем будем называть подачей с вращением мяча вокруг наклонной оси или просто подачей с наклонным вращением.

Если подброс мяча для ярко выраженной резаной подачи должен быть правее и впереди головы и плеча, то для крученой подачи он значительно левее и немного за головой. Подача с вращением мяча вокруг наклонной оси требует подброса, очень близкого к подбросу при плоской подаче: необходимо осуществить несколько больший прогиб тела, а ракетка как бы подхватывает мяч в более низкой точке и движением снизу вверх производит хороший «прочес» струн по мячу. В начальном обучении для того, чтобы навык в подаче был гибким, очень ценно научить занимающихся одновременно и плоской подаче и подаче с вращением мяча вокруг наклонной оси.

Хочется напомнить и о том, что крученые и резаные подачи, выполненные вполсилы, резко отличаются по технике от подач, исполненных по всем правилам, и обычно вызывают вредные привычки.

Занятие с группой должно быть построено так.

Сначала тренер демонстрирует все три тина подач — плоскую, крученую и резаную. Если сам тренер не может их воспроизвести, необходимо пригласить на занятие игроков, владеющих этими подачами.

После демонстрации у занимающихся еще не создается четкого представления о разнице в подачах, поэтому целесообразно применить для этой цели небольшое приспособление (рис. 29). На спицу для вязания надевается теннисный мяч, в котором для этого шилом прокалываются два отверстия. Мяч должен легко вращаться на спице, являющейся его осью. Данное приспособление позволяет тренеру в доступной форме объяснить занимающимся, как должен вращаться мяч при крученой подаче, резаной и подаче с вращением вокруг наклонной оси. На этом же приспособлении каждый занимающийся может опробовать движение ракетки, при котором можно добиться вращения мяча. Для этой цели тренер становится на стул или табурет и держит мяч на спице так, чтобы занимающийся смог ракеткой, без большого напряжения руки, в основном только за счет движения кисти, прокрутить мяч на спице при крученой, резаной и подаче с вращением мяча вокруг наклонной оси (рис. 30).


Рис. 29. Приспособление для демонстрации вращения мяча при различных подачах — «спица с мячом»


Рис. 30. Опробование вращения мяча при подаче на приспособлении «спица с мячом»

Когда занимающиеся окончательно разберутся в тонкостях подач с вращением мяча, целесообразно использовать еще одно вспомогательное упражнение.

Занимающийся принимает исходную позицию: ракетка кладется за голову, ручка ракетки покоится на правом плече (рис. 31, 1). После этого занимающийся левой рукой, подбрасывает мяч вверх и немного за голову и быстрым движением снизу вверх старается закрутить мяч так, чтобы он полетел вверх и своим полетом напоминал крученую свечу (рис. 31, 2).


Рис. 31. Вспомогательное упражнение для развития у занимающихся чувства «прочеса» мяча

Это упражнение приучает занимающихся к чувству «прочеса» ракеткой по мячу. После освоения упражнения можно переходить уже к полному изучению движения подачи.

Необходимо также отметить, что вращение мяча получается лучше, если применять хватку ракетки для удара слева. Эта хватка обеспечивает при выполнении петли ракеткой за спиной правильное положение головки ракетки, которую занимающийся часто поворачивает до удара вверх.

Применение подводящих упражнений, а также изучение сложной техники подачи расчлененно являются отличительной особенностью обучения детей. Но долго задерживаться на подводящих упражнениях не следует и целесообразно переходить к тренировке подач с вращением непосредственно на корте.

Учебная группа делится на две части: одна половина выстраивается с достаточным интервалом на одной стороне корта у задней линии, другая — с противоположной стороны.

Первая подгруппа принимает исходное положение для подачи и повторяет по команде имитацию движения для подачи с вращением мяча. Затем повторяется подброс мяча с одновременным замахом ракетки назад-вверх.

После просмотра выполнения занимающимися этих движений тренер допускает к подаче через сетку тех, кто достиг правильной координации, движений. При этом каждый занимающийся получает одну-две коробки мячей (6—12 штук).

В первоначальном освоении подачи с вращением мяча обращается внимание на умение произвести «прочес» струн ракетки по мячу, на легкость и координацию движений, складывающуюся из «работы» ног, положения и движения туловища, плеч, предплечья и кисти с ракеткой.

Обычно у большинства занимающихся мяч закручивается плохо. Это происходит в первую очередь из-за плохого подброса мяча. Если мяч подброшен впереди игрока, то его трудно закрутить, и он после удара летит вниз, часто даже не долетая до сетки. Если же мяч подброшен очень сильно за голову, то после удара он летит далеко за сетку, не попадая в поле подачи. Правда, все же лучше, когда мяч вначале летит дальше, нежели вниз, так как занимающийся постепенно учится его закручивать, а в этом главный успех начального освоения подачи с вращением мяча и попадания в квадрат подачи.

После освоения «прочеса» струн по мячу и хорошего вращения мяча целесообразно проводить тренировки у оградительного фона и у стенки. Начинать же обучение вращению у фона нецелесообразно, так как занимающимся, располагающимся обычно в нескольких метрах от него, трудно проследить за хорошей закруткой мяча и оценить величину вращения.

Когда занимающиеся смогут попадать мячом в поле подачи, нужно начинать обучение «комплекту» подач — первой подаче плоской, второй — с вращением мяча. Зачет «успеваемости» ведется тренером по комплектному выполнению подач.

Занимающиеся должны привыкнуть к переходу от сильной «хлопушки» при плоской подаче к выполнению «прочеса» при подаче с вращением мяча. Это умение нужно воспитывать у занимающихся в начальном обучении подаче, тогда занимающиеся и в игре смогут в зависимости от тактического момента применять тот или иной удар по мячу (плоский или с вращением мяча).

Затем нужно обучить занимающихся подаче с координацией, позволяющей сразу же выходить к сетке.

Обычно главным тормозом, мешающим сразу же выходить к сетке, является так называемое «складывание», или приседание, занимающегося после удара по мячу.

Для выхода после подачи к сетке мяч нужно подбрасывать несколько вперед, а туловище в момент удара тоже наклонять вперед так, чтобы только выставленная вперед после подачи правая нога удерживала подающего от падения. Такая подача «выносит» подающего вперед после удара.

Тренировать подачу, позволяющую выходить к сетке, нужно сразу же, не допуская, чтобы закрепился навык оставаться после подачи на месте.

Тренеру необходимо упорство в обучении этому техническому приему, так как у занимающихся в детском возрасте еще недостаточна эффективна подача, и они, выбегая к сетке во время игры со счетом, часто проигрывают. Задача тренера — убедить занимающихся в большой перспективности такого тактического приема.

Параллельно с этим нужно также научить занимающихся быстро возвращаться после подачи в исходную позицию за заднюю линию.

При освоении подачи с вращением мяча необходимо одновременно обучать занимающихся современному контратакующему приему подачи.

Игры сильнейших теннисистов проходят, как правило, под знаком преимущества подающего. Выигрыш игры на своей подаче — неписаный закон современного тенниса. Достаточно подающему проиграть игру на своей подаче, как партия часто заканчивается в пользу противника. Это свидетельствует о том, что техника подачи стала значительно выше техники приема подачи.

Между тем редко кто из тренеров, особенно в начальном обучении, специально обучает приему подачи. Не разобрана достаточно и техническая сторона приема подачи. Поэтому задача тренера — научить занимающихся приему подачи, причем не в статическом положении, как это имеет место у большинства начинающих, а в движении на мяч. То есть прием подачи должен быть не только оборонительным средством, но и контратакующим.

Какие же моменты должны быть разучены в начальном обучении приему подачи?

Во-первых, позиция для ожидания мяча должна быть в пределах площадки, на полметра внутрь от задней линии.

Большое значение имеет для принимающего подачу и его исходное положение, которое должно напоминать стартовую позу (рис. 32, 1). Очень важно при этом уметь быстро выводить себя из статического положения во время приема подачи. Сильнейшие игроки, например, едва только услышав звук удара при подаче, делают легкий подскок.


Рис. 32. Прием подачи:
1 — исходная позиция, 2 — удар с хода с коротким замахом в точке перед туловищем

Принимающий должен научиться также в зависимости от силы, скорости и вращения подачи противника уметь менять ритм и характер движения ракетки при приеме. Ввиду небольшого времени, которым располагает принимающий, движения с большими замахами здесь становятся непригодными, и на первый  план выходят удары с участием только предплечья и кисти (рис. 32, 2). Эти удары нужно выполнять с хода, с коротким замахом, в точке перед туловищем.

При обучении приему подачи тренер выделяет двух занимающихся, которые располагаются по одну сторону площадки за задней линией. Около каждого ставится корзина мячей (30—40 штук). Обучающиеся приему подачи, также не более двух человек, занимают позицию в 3—4 м от линии подачи по другую сторону сетки и занимают исходное стартовое положение.

Подающие (без ракеток) по хлопку тренера рукой бросают мячи в поле подачи. Принимающие по хлопку тренера, выставив ракетку вперед, делают один-два шага навстречу летящему мячу и после отскока его от земли без замаха, лишь подставив ракетку, встречают мяч и стараются толкнуть его через сетку обратно, не делая удара по мячу. «Тычок» нужно стараться делать как можно раньше. Разрешается производить его и обеими руками.

Силу броска подающих мячи нужно регулировать в зависимости от умения принимающих. Если принимающие не успевают к мячу (особенно часто это бывает у девочек), то нужно кидать мячи с большей траекторией и меньшей силой.

После каждого приема подачи по команде тренера принимающие заново занимают исходную позицию. В паузах между подачами тренер делает занимающимся замечания. Затем упражнение повторяется. После того, как занимающиеся примут по 10—15 подач, они идут метать мячи, а ожидающие очереди принимать подачу собирают мячи и складывают в корзину вблизи подающих.

Так постепенно занимающиеся приучаются к свободным действиям при приеме мяча, и у них появляется уверенность в своих действиях. В дальнейшем занимающиеся обучаются коротким замахам ракеткой и переходят к приему подачи не «тычком», а ударом по мячу.