Обучение крученым и резаным ударам справа и слева после отскока мяча от земли

В последние годы большой упор делается на удары с верхним вращением мяча.

Крученые удары успешно применяются при обводке игрока, выходящего к сетке, мяч как бы ныряет в ноги соперника, который вынужден отражать его снизу вверх — под «убой». Однако и резаные удары необходимы теннисисту, они применяются, в частности, для обводки бегущего к сетке противника. Теннисист бьет по восходящему мячу так называемым плоско-резаным блокирующим ударом; как правило, это случается при приеме подачи и высоком отскоке мяча. Резаные удары применяются также и при игре с лёта.

Тренер демонстрирует занимающимся технику выполнения ударов с вращением мяча либо у тренировочной стенки, либо играя с опытным партнером, чередуя крученые, плоские и резаные удары. При такой демонстрации более наглядно воспринимается их принципиальное отличие. Затем тренер останавливается на особенностях техники и, имитируя движение без мяча, показывает крученый и резаный удары справа и слева.

После объяснения и показа группа изучает имитацию крученого и резаного ударов по той же системе, по какой изучалась имитация плоских ударов на первом этапе обучения.

Затем занимающиеся становятся попарно и изучают эти удары с подброса встречного мяча партнером или на приспособлении «желобок». Удары необходимо производить достаточно сильно и резко, иначе невозможно добиться хорошего «прочеса» мяча  ракеткой и, следовательно, его вращения.

Следующий этап изучения крученых и резаных ударов — выполнение их после подбрасывания с линии подачи к задней линии на той же стороне площадки. Удары выполняются через всю площадку, причем нужно чередовать плоские, крученые и резаные удары. В этом же упражнении занимающиеся привыкают отбивать мяч с различным его вращением. Данный метод более действен, нежели постепенное изучение сначала крученого, затем резаного ударов. Частое чередование различных ударов приучает в дальнейшем в игре применять их в зависимости от необходимости.

При обучении крученым ударам можно давать занимающимся задание выполнить крученую свечу. При выполнении свечи ракетка особенно длительно держит мяч на струнной поверхности и занимающимся легче вырабатывать ощущение «прочеса» струн ракетки по мячу. Постепенно занимающийся, изменяя сопровождение ракетки, которое при выполнении сильно крученой свечи будет направлено снизу резко вверх, должен приблизиться к сопровождению, выполняемому при плоском ударе. Тем самым полет мяча будет уже с меньшей траекторией, но с большей скоростью.

Особенностью этих упражнений нужно считать то, что удары выполняются достаточно быстрым движением кисти и предплечья с резким поворотом плечевого пояса при быстром движении ракетки. В противном случае мяч будет трудно закрутить. Здесь, так же как и при подаче, недопустимы вялые и медленные движения, выполненные вполсилы.

Последовательность обучения резаным ударам такая же, как и при обучении крученым ударам, т. е. имитация, затем удар с подброса мяча рукой, двусторонняя игра на площадке и у тренировочной стенки. Отличие только в движении ракетки. В момент удара по мячу ракетка движется сверху вниз-вперед. Опускать при ударе головку ракетки не нужно. Мяч получает вращение, противоположное вращению при крученом ударе.

Основное в обучении опять-таки освоение «прочеса» струнной поверхности ракетки по мячу. Как только это будет усвоено, занимающимся необходимо переходить к выполнению крученых и резаных ударов на площадке во время двусторонней игры с тренером или опытным партнером-подкидчиком.

Обычно крученый удар справа и резаный слева усваиваются занимающимися легче, чем крученый удар слева и резаный справа. Поэтому тренеру необходимо следить за тем, чтобы его ученики выполняли не только те удары, которые им даются легче, а и те, усвоить которые труднее.