Круглогодичная учебно-тренировочная работа

Спортивная тренировка теннисиста должна быть круглогодичной. Планирование спортивной тренировки предусматривает выделение в календарном году разных периодов с их особыми задачами и соответствующим подбором средств для их разрешения. Годичный цикл спортивной тренировки теннисиста делится на три периода: подготовительный, основной и переходный. Соответственно задачам каждого из периодов меняется и «спортивная форма» теннисиста.

Для правильного планирования учебно-тренировочного процесса необходимо точное знание годичного календаря соревнований. Спортивная тренировка так должна быть спланирована, чтобы периоды достижения «высокой спортивной формы» соответствовали периодам важнейших соревнований.

«Высокая спортивная форма» предусматривает разностороннюю подготовленность теннисиста к соревнованиям — т. е. подготовленность морально-волевую, физическую, техническую и тактическую. При этом следует иметь в виду, что все эти виды подготовки взаимно связаны и взаимно обусловлены.

Морально-волевая и физическая подготовка проводится в течение всего года. Даже в период активного отдыха (вторая половина переходного периода) физическая подготовка остается, как минимум, в виде утренней зарядки. Могут не осуществляться в течение коротких отрезков времени лишь техническая и тактическая подготовка (техническая и тактическая — в период активного отдыха и, кроме того, тактическая — в самом начале подготовительного периода). И то выпадение технической подготовки из тренировочного цикла даже на короткий промежуток времени следует рассматривать не как правило, а, наоборот, как исключение *.

Органическая связь всех видов спортивной подготовки должна постоянно учитываться при планировании. Нередко в практике учебно-тренировочной работы эта органическая связь нарушается. Только вместо некоторого акцентирования внимания на одном из видов спортивной подготовки происходит как бы поэтапное осуществление различных видов подготовки. Так, например, особенно часто основное внимание физической подготовки уделяется лишь в начале подготовительного периода, тогда как в дальнейшем ею почти не занимаются **.

Такое неправильное планирование обычно бывает связано с тем, что под физической подготовкой понимают только тренировочную работу, направленную на совершенствование выносливости. В этом случае забывается, что совершенствование других качеств составляет тоже одну из очень важных задач физической подготовки.

Для поддержания качеств на возможно более высоком уровне, не говоря, конечно, о их совершенствовании, необходима не сезонная физическая подготовка, а круглогодичная.

Понятно, что удельный вес физической подготовки в системе спортивной подготовки в целом, а также и ее содержание в различные периоды должны меняться. Средства и методы физической подготовки, как и средства и методы других видов подготовки, должны строго соответствовать задачам каждого из периодов и индивидуальным особенностям занимающихся.

Планирование спортивной тренировки не должно ограничиваться годичными сроками. Примерный путь спортивного совершенствования теннисиста следует спланировать на несколько лет вперед. Учебно-тренировочный план Данного года должен быть логическим продолжением плана предыдущего года (предыдущих лет). Кроме того, он перспективно должен быть связан и с примерными планами следующих сезонов.

В работе с детьми перспективное многолетнее планирование приобретает особенно большое значение.

* См. подробно «Переходный период».
** В этом случае мы имеем в виду теннисистов, которые проводят тренировку на площадке в зимне-весеннее время.