Обучение способам держания ракетки (хватка)

Способы держания ракетки отличаются друг от друга в основном положением кисти по отношению к граням ручки ракетки. Целесообразно обучать трем способам держания ракетки. Первый способ — так называемая хватка для удара справа (рис. 6, а); второй способ — хватка для удара слева (рис. 6, б) и третий способ — комбинированная хватка (рис. 6, в).


Рис. 6. Способы держания ракетки
а — хватка для удара справа; б — хватка для удара слева; в — комбинированная хватка

Если первые два способа хватки хорошо известны из имеющейся литературы, то термин «комбинированная хваткам требует объяснения.

При «комбинированной хватке» нужно держать ракетку, как для удара слева. Если же надо перейти к удару справа, то теннисисту достаточно проделать следующее: во время замаха слегка ослабить сжатие ракетки; тогда головка ракетки под действием собственного веса несколько опустится, а ручка соответственно поднимется; при этом конец ручки скользнет поперек ладони вверх: от оснований 4—5-го пальца к основанию большого пальца. В результате ракетка удобно ляжет в руке для выполнения любого удара справа, причем несколько опущенное положение головки создает хорошие условия и для выполнения крученого удара.

Некоторые теннисисты интуитивно пользуются «комбинированной хваткой». Однако подавляющее большинство держит ракетку так, как их в свое время обучили, т. е. либо постоянной хваткой для удара слева, либо применяя различного типа, иногда очень трудные для выполнения, перехваты ракетки.

Преподаватель, приступая к обучению хватке ракетки, ставит учащихся парами, лицом друг к другу, на расстоянии двух шагов. Опыт работы с детьми 8—9 лет показал, что объяснение способа держания ракетки, описанное в нашей литературе и доступное взрослым (например, вершина V-образного угла, образуемого большим и указательным пальцами, приходится на верхнюю косую (левую) грань ручки), детям этого возраста непонятно. Поэтому рекомендуем следующие способы объяснения, более доступные детям.

Занимающиеся, построенные лицом друг к другу, по команде преподавателя протягивают друг другу правые руки и здороваются (рис. 7). После рукопожатия одной из шеренг преподаватель выдает ракетки, и занимающиеся теперь протягивают вместо руки ручку ракетки своему партнеру, который с ней также «здоровается». При этом плоскость головки ракетки должна быть строго вертикальна к земле. Затем то же самое проделывает другая шеренга занимающихся. Так повторяется несколько раз, пока все будут «здороваться» правильной хваткой.


Рис. 7. Первоначальное обучение детей хватке ракетки

Достаточно «поздороваться» с ракеткой на каждом занятии по 3—5 раз, а преподавателю следить в процессе урока, чтобы учащиеся не утратили обученной хватки, и уже после 10—12 занятий навык хватки закрепляется и ученик привыкает к ней. Правда, бывает и так,  когда даже через год обучения у какого-нибудь из учеников неожиданно «теряется» хватка, и он сбивается с правильного способа держания ракетки. Зоркий глаз преподавателя должен всегда вовремя заметить это.

Есть и еще один метод обучения хватке.

Экс-чемпион мира Джек Крамер, будучи в Ленинграде, показывал, как обучают хватке ракетки американцы: ладонь правой руки прикладывается к ручке ракетки к правой ее грани, проверяется вертикальность к земле плоскости головки ракетки и кисть свободно захватывает ручку (рис. 8). Получается очень естественно и понятно. Мы теперь тожё используем этот метод обучения.


Рис. 8. Способ обучения хватке ракетки, используемый американскими теннисистами

Существуют и различные упражнения с ракеткой и мячом, развивающие у занимающихся ритмичность движений и т. п. Вот некоторые из этих упражнений.

1. Взяв ракетку правильной хваткой для удара справа, занимающийся повертывает кисть так, чтобы струнная поверхность ракетки стала параллельна земле. Затем он ударяет мячом о землю и последовательными ударами бьет ракеткой по мячу. Надо стараться удержать мяч в игре не меньше 15—20 раз (рис. 9).


Рис. 9. Удары по мячу ракеткой сверху вниз

2. Занимающийся повертывает кисть так, чтобы внутренняя часть ладони была обращена вверх, при этом струнная поверхность ракетки должна быть параллельна земле. После этого занимающийся подбрасывает мяч левой рукой и короткими кистевыми ударами бьет ракеткой по мячу снизу вверх с лёта, стараясь удержать мяч в игре не меньше 8—10 раз без ошибок (рис. 10).


Рис. 10. Удары по мячу ракеткой снизу вверх

Практика показала, что у некоторых детей это упражнение получается с трудом. Можно упростить его, разрешив бить по мячу после первого отскока от земли (рис. 11).


Рис. 11. Удары по мячу ракеткой снизу вверх после первого отскока мяча

Данные упражнения фактически и дают первое представление о чувствительности струнной поверхности ракетки. Занимающийся начинает чувствовать, с какой силой нужно бить по мячу. Упражнения развивают кисть руки и приучают внимательно смотреть на мяч.

Первое и второе упражнения можно усложнять, например, поворачивая кисть после каждого удара так, чтобы удар производить разными сторонами струнной поверхности ракетки. Подобные упражнения очень полезны для развития ловкости, ритма и глазомера, увеличивают они и силу мышц кисти и предплечья. Желательно их делать на каждом занятии. Занимающиеся могут выполнять их самостоятельно, как задание на дом.

Однако нужно всегда учитывать, что до 10—11 лет кисть ребенка не завершила еще процесс окостенения, поэтому недопустимы в упражнениях грубые толчки или давления на кости верхних конечностей. Необходимо, чтобы учащиеся уходили с урока без излишнего напряжения рук (без дрожания пальцев). Хорошо в конце занятий выполнять потряхивание кистей и другие упражнения на расслабление.