Отбор занимающихся

Отбор в подготовительные группы необходимо делать только в том случае, если перед секцией или школой по теннису поставлены задачи воспитания высококвалифицированных теннисистов, призванных выступать на крупных соревнованиях.

В связи с возросшими требованиями к подготовке юных теннисистов отбор учеников становится важной частью работы тренера. С отобранными учениками тренеру придется работать не один год, а может быть, пять, шесть и более лет, и только после этого он увидит результаты своей работы.

   Первый этап отбора — агитационный
Обычно в марте каждого года тренер приходит в общеобразовательные школы, в которых уже прежде производился набор теннисистов. У нас в Ленинграде таких школ около 15, в основном в районах, которые не очень далеко расположены от теннисного клуба.

В школе тренер предлагает своими силами организовать секции тенниса для ребят 1—2-х классов и просит выделить для занятий один раз в неделю спортивный зал на 2—4 часа.

Задача тренера — как можно интереснее и эмоциональнее провести эти первые уроки. Урок строится на использовании игр с соревновательными элементами и различных эстафет. Применяются также игры с ракетками малого тенниса и теннисными мячами. Как правило, эти уроки доставляют большое удовольствие ребятам и увлекают их.

Представления о теннисе в этот период тренер ребятам не дает.

Всего проводится от двух до четырех занятий, на которых тренер отсеивает явно не подходящих детей (с большим весом, неуклюжих, с плохим зрением и т. п.) и составляет списки ребят, допущенных к отбору на теннисном корте. После привлечения к последующему отбору около 500 детей агитационный этап считается законченным. Практикой установлено, что девочек нужно привлекать к отбору на 15—20% больше, чем мальчиков, так как отсев их больше, а выбор хорошо физически подготовленных труднее.

   Второй этап отбора — конкурсные испытания
Этот этап отбора проводится в апреле на теннисном корте, закрытом или открытом, в зависимости от местных условий. В нашей школе в работе по отбору принимают участие три тренера, три общественника, врач и медсестра— всего восемь человек.

Ребят из школ приводят на занятия пионервожатые, преподаватели физического воспитания или члены родительского комитета.

Одновременно проверяются группы по 40—50 человек за один час. Чтобы просмотреть всех привлеченных ребят, занятия проводятся один раз в неделю.

Сначала дети проходят медицинский осмотр, в результате которого отсеиваются мальчики и девочки с дефектами зрения, плоскостопием и с другими физическими недостатками. Кроме того, ручным динамометром проверяется сила кисти правой руки, так необходимая для начальной работы с ракеткой. У девочек сила кисти не должна быть меньше 14—16 кг, а у мальчиков — 18—20 кг.

Дальнейшие испытания осуществляются в виде урока. Общая вводная часть урока одинакова для девочек и мальчиков. Затем группы мальчиков и девочек располагаются на противоположных концах площадки у задней линии. Снимается игровая сетка и проводится первое испытание по бегу.

1-е     упражнение — бег 2X20 м. Испытуемые бегут по 4 человека вдоль коридора в 20 м два раза с интервалом в 20 сек. Сначала соревнуются дети 8 лет, затем 9. Победители забегов получают 4 очка, занявшие второе место — 3 очка и т. д. Обращается внимание и на технику бега: не раскачивают ли испытуемые туловище из стороны в сторону, правильно ли ставят ноги и т. д. Учитывается также легкость бега.

2-е     упражнение — «многоскоки». Под «многоскоками» подразумевается пять прыжков на одной ноге вдоль коридора площадки с разбега от задней линии к сетке. Главное в упражнении: хорошо производить толчок и прыгать легко. Нельзя прыгать на прямой ноге, так как при этом внутренние органы и позвоночник испытывают резкое сотрясение. В упражнении проверяется и сила ног. Дети со слабыми ногами, как правило, не могут выполнить все пять прыжков.

3-е     упражнение — с теннисными мячами. Выполняется в парах, в основном с бросками и ловлей мяча двумя руками и одной. Обращается внимание на легкость работы рук, отсутствие напряженности, подвижность и глазомер.

4-е     упражнение — с ракеткой для малого тенниса и мячом. Удары выполняются в землю по 15—20 раз и снизу вверх после одного отскока и с лёта по 6—10 раз.

5-е     упражнение — «игровые качества», или «чувство мяча». Проводится тренером или его помощниками индивидуально с каждым занимающимся. Сначала тренер и испытуемый производят перекидку мяча ракетками для малого тенниса — полусвечками, без сетки, на расстоянии 5—6 шагов. После этого тренер усложняет упражнение: вместо посыла «удобных», направленных в одно место, мячей он «гоняет» ученика по кругу вокруг себя, а затем направляет мячи поочередно то вправо, то влево.

За хорошую игру с тренером испытуемому присуждается 5 очков.

Что нужно понимать под хорошей игрой?

Во-первых, умение из удобных и неудобных положений суметь любым движением после первого отскока или с лёта возвратить мяч ударом ракетки тренеру; во-вторых, быстрота стартового броска, прыжка, подхода к мячу, чувство расстояния, эластичность работы ног, общая гибкость, ловкость и сообразительность.

За время апрельского этапа отбора каждый ребенок должен быть проверен не менее двух раз и иметь не менее двух оценок. Если кто-либо из учеников имеет очень хорошие показатели по остальным упражнениям и плохие по пятому упражнению, тренер устраивает ему дополнительную проверку и только после этого делает окончательные выводы.

Апрельский этап фактически проводится с целью отбора ребят с лучшими физическими данными в сочетании с хорошими игровыми специфически теннисными качествами -(чувство мяча). Каждая группа испытуемых занимается не менее 4 раз в месяц. В результате отбора общее количество занимающихся сокращается с 500 до 150—180 человек.

Может возникнуть вопрос: если нужно отобрать не более 40 человек, зачем же продолжать занятия со 150—180 детьми?

Дело в том, что родители могут не оставить своего ребенка для занятий летом и тогда теряется смысл обучения такого ученика. Поэтому родительские собрания необходимо проводить не позднее 6 мая, так как именно в это время родители обычно предпринимают шаги по устройству летнего отдыха своих детей и начинают приобретать путевки в пионерские лагеря, снимают дачи и т. п.

После родительского собрания и дополнительных бесед с родителями остается, как правило, 40—60 способных детей для дальнейшего отбора в третьем этапе.

   Третий этап отбора — заключительный
Занятия проводятся на открытом воздухе. Тренер старается еще больше увлечь занимающихся играми в футбол, ручной мяч, проводит с ними двусторонние игры в малый теннис. Интерес ребят к теннису должен возрастать с каждым занятием, чтобы они не усомнились в своем выборе «спортивной специальности». В мае занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 1,5 часа, а с 1 июня все отобранные ребята зачисляются в лагерь юных теннисистов и начинается обучение элементам техники тенниса по программе подготовительного отделения. Занятия проводятся 5 раз в неделю.