Тренер — прежде всего педагог

Для достижения хороших педагогических и спортивных результатов тренеру необходимо быть всесторонне развитым человеком. Знание основ марксизма-ленинизма, умение разобраться в коренных проблемах внутренней и внешней политики, в проблемах воспитания коммунистической убежденности — все это должно быть фундаментом педагогической работы тренера.

Тренер обязан глубоко изучить основы советской педагогики, хорошо знать цели и задачи коммунистического воспитания.

Советский тренер по теннису представляется нам человеком высокого педагогического мастерства, широкой культуры, человеком, обладающим глубоким знанием родственных видов спорта и смежных дисциплин.

И такие тренеры у нас есть.

Большим мастером и спортивно-тренировочной, и воспитательной работы является заслуженный тренер СССР Эвальд Крее. Крее завоевал огромный авторитет не только у своих учеников, но и у других тренеров страны. Этот авторитет Крее зиждется как на спортивных успехах его учеников, так и на той серьезной воспитательной работе, которую тренер с ними проводит. Его работа не укладывается в рамки учебных часов, он не жалеет времени, чтобы разобраться в каких-то домашних или учебных неурядицах своих воспитанников, он является их преданным другом, советчиком и наставником.

К сожалению, некоторые тренеры по теннису пока еще далеки от глубокого и всестороннего воспитания своих питомцев. Такого рода тренеры, будучи хорошими специалистами в вопросах тенниса, порой оказываются очень плохими педагогами.

Некоторые ошибочно считают, что, для того чтобы перейти на тренерскую работу, достаточно стать чемпионом или получить звание мастера спорта. Тем самым они придают вопросам узкой спортивной специализации первенствующее значение, забывая при этом о педагогической технике, педагогическом мастерстве.

В результате получается, что подчас тренер не владеет элементарными педагогическими навыками, не умеет навести порядок во время тренировки, правильно сделать замечание, не умеет так распределить свое внимание во время тренировки, чтобы охватить всю группу.

К сожалению, эта психологическая сторона педагогического мастерства тренера не всегда учитывается даже опытными специалистами. Делая замечание ученику, тренер обязан учитывать, к кому он обращается. Не одно и то же делать замечания ребенку 8—9 лет, подростку 13—14 лет или юноше 17—18 лет, новичку или разряднику. Чем опыт меньше, тем с большей верой ученик воспринимает всякое указание тренера, не требуя доказательств.

Тренер-педагог должен уметь воспитывать юных теннисистов без утомительных нотаций, нравоучений. Можно сделать замечание, подсказать  правильное решение, одобрить хороший поступок на глазах у других. Но везде необходима твердая принципиальность и требование безотлагательного выполнения указаний тренера. Нужно категорически отказаться от формальной муштры, которая еще имеет место. Тренер должен быть последователен в своих требованиях. Если вы, например, решили не допускать учеников на занятия не в белой форме, то нельзя разрешать это сегодня, завтра и т. д. В противном случае вы потеряете уважение у детей. В умении тренера научить занимающегося уважать свою волю — секрет авторитета тренера.

Серьезные педагогические ошибки (и опять-таки из-за незнания основ педагогики) совершают некоторые тренеры во время соревнований. Понятно то волнение, которое переживает тренер во время соревнований за своих воспитанников. Соревнования — это серьезные испытания, это экзамен. И не только для юных теннисистов. Это экзамен и для тренера. И не каждый тренер выдерживает такой экзамен.

Как-то мне пришлось побывать на Всесоюзных школьных соревнованиях в Баку. Тренер одной из команд, очень беспокоившийся за своих воспитанников, пытался руководить всеми одиночными матчами, причем одновременно на двух площадках. На всем протяжении игр, т. е. в течение шести часов подряд, он подсказывал своим спортсменам. Он перебегал с одной площадки на другую, при смене сторон переходил на другую сторону, отчаянно жестикулировал. Вкладывая в свои действия так много сил и нервов, он не понимал, что своими указаниями и возгласами он только мешает игрокам, не дает развернуться их самостоятельности, мешает им анализировать игру противника. И конечно, нельзя было смотреть без сожаления на такую «помощь».

А ведь многие тренеры во время соревнований детских команд все еще прибегают именно к такому «руководству». Суматошность, раздраженный тон, неглубокий анализ игры — все это не может не вызвать резко отрицательного отношения к подобного рода практике.

Часто можно наблюдать и такую  картину: тренер-опекун садится вблизи корта и, в обход правил, разрешающих давать советы только при перемене сторон, заранее обусловленными жестами подсказывает необходимые действия игроку. Такая мелочная опека кончается довольно плохо: игрок непрестанно смотрит в сторону тренера и теряет инициативу.

Безусловно, место тренера во время соревнований — рядом со своими воспитанниками. Но он должен быть не «нянькой», а старшим товарищем. Задача тренера во время соревнований — дать возможность своему воспитаннику творить, думать, приучать его к самостоятельности, к умению анализировать игровые качества противника.

А с кого же будет брать пример начинающий спортсмен, если его тренер не умеет владеть собой, нетактично реагирует на проигрыш воспитанника?

Профессия тренера требует умения владеть своим настроением, требует постоянной бодрости, хорошего спортивного тонуса, внутренней и внешней подтянутости.

А приходят перечисленные выше качества только в результате серьезной педагогической подготовки.