Обучение технике и тактике

Обучение и тренировку следует рассматривать как единый педагогический процесс.

Обучением принято условно называть начальный период спортивной подготовки, в котором занимающиеся приобретают прежде всего знания, умения и навыки.

Тренировка — это дальнейший процесс подготовки, в котором спортсмен под руководством педагога-тренера и самостоятельно совершенствуется в моральных, волевых и физических качествах, непрерывно повышает свой тактико-технический уровень и стремится достичь наивысших результатов.

В процессе обучения педагог предусматривает: всестороннюю физическую подготовку, воспитание волевых качеств, ознакомление с игрой, обучение основным техническим и тактическим приемам игры. Педагог должен добиться, чтобы каждый занимающийся хорошо понял, что достижение высоких спортивных результатов возможно только на основе всесторонней физической подготовки. Эта подготовка должна быть направлена на гармоническое физическое развитие занимающихся, воспитание у них необходимых физических качеств — быстроты, выносливости, ловкости, силы и находчивости.

В физической подготовке следует широко использовать не только общеразвивающие упражнения, но и упражнения специально подготовительные (подводящие). В зависимости от специализации в той или иной спортивной игре используются различные специальные упражнения. Эти упражнения должны отражать особенности действий спортсмена во время игры. Так, в занятиях с группами волейболистов, баскетболистов, футболистов и теннисистов педагогу, помимо обычных легкоатлетических и гимнастических прыжков, следует использовать и прыжки вверх с доставанием рукой или головой высоко подвешенного предмета.

Обучение технике и тактике должно осуществляться в тесной взаимосвязи. Об этой взаимосвязи педагог должен помнить с самого начала обучения, даже когда занимающиеся только начинают изучать отдельные технические приемы.

Обучая занимающихся техническому приему, педагог указывает, когда этот прием наиболее выгодно тактически использовать. Так, например, при изучении с баскетболистами ловли и передачи мяча педагог должен обратить внимание занимающихся на важное тактическое требование ко многим передачам мяча — передать мяч быстро и неожиданно для противника, что возможно выполнить только в том случае, если конечное положение при ловле будет одновременно исходным и для передачи.

Обучению технике педагог должен уделять особое внимание, так как освоение правильной техники является первым условием, определяющим возможность достижения высокого спортивного мастерства. Чтобы вести игру, необходимо прежде всего уметь действовать, т. е. владеть техникой.

Под техникой в спортивной игре понимаются специальные приемы — действия игрока, необходимые ему для ведения игры.

Для участников каждой спортивной игры необходима различная техника. Так, например, для игры в футбол необходимо владеть следующими техническими приемами: ударами по мячу, остановками, ведением и вбрасыванием мяча. Кроме этих технических приемов, вратарь должен уметь ловить и бросать мяч, а также отбивать его руками.

Освоение основных технических приемов создает предпосылки к успешному изучению и других.

Обучение отдельным техническим приемам осуществляется в следующей последовательности:
1)       общее ознакомление с техническим приемом;
2)       разучивание технического приема в упрощенных условиях;
3)       разучивание технического приема в условиях, близких к игровым;
4)       закрепление технического приема в двусторонней игре.