В годы первой мировой войны
Но все это произошло несколько позже, а пока направляющиеся в Терийоки яхты с заходом солнца подхватил ночной теплый бриз. После жаркого летнего дня он всегда начинает дуть с заходом солнца и тем сильнее, чем жарче день: это земля отдает свое тепло засыпающему морю. Гонимые бризом, к утру 8 июня яхты пришли на рейд Терийокского яхт-клуба. Здесь уже стояла канонерская лодка «Хивинец», которую флот по традиции выделял для работы гоночной комиссии и производства артиллерийского салюта. Салют гремел в момент подъема флага в Терийокском яхт-клубе, что означало открытие любителями паруса летней кампании.
В тот год кубок Рейса впервые получил Петербургский речной яхт-клуб, набрав четыре балла. Второе место с тремя и тремя десятыми балла заняло Гаванское парусное общество. «Гаванцы» могли получить кубок, но их подвела яхта «Богема», которая по какой-то причине вернулась в Петербург, не дойдя до конца маршрута.
Помню, как мои ровесники с яхт Речного клуба хвастались победой в «эскадренном плавании». Я с ними ожесточенно спорил, доказывая, что соревнование на кубок Рейса нельзя называть эскадренными, это просто совместное плавание яхт. Разумеется, разницу между эскадренным и совместным плаванием мне объяснили еще до начала гонок моряки, друзья отца по яхтенному спорту. Приведя примеры из книг известных яхтсменов и авторов руководств по парусному спорту В. В. Бахтина и Г. В. Эша, они доказывали, что термин «эскадренный» можно употреблять только для военного флота, ибо в само понятие эскадра заложено представление о маневрировании по строгим правилам и по командам возглавляющего ее флагмана.
На следующий день «Руслан» вернулся в Мартышкино. Весь обратный путь отец не вмешивался в управление яхтой,— на руле сидел я. Это было как бы окончательным признанием моей самостоятельности и мастерства яхтсмена.
В последующие дни мне никак не удавалось уговорить отца выйти в залив на яхте.
— Дела, дела, сын! — говорил он мне.— Некогда! В Питере неспокойно...