Преодоление уступов, бугров и канав

Уступы (рис.31) — резкое понижение склона без изменения или с незначительным увеличением его общей крутизны. Для придания повышенной сложности и зрелищности несколько уступов высотой чуть более метра каждый специально сооружаются на трассах параллельного слалома-гиганта. Наличие двух-трех уступов также желательно на трассе супергиганта. На обычных же трассах слалома или гиганта их выравнивают еще при земляных работах, считая ненужными. На трассах скоростного спуска уступы иногда встречаются, однако благодаря большой скорости они легко преодолеваются за счет амортизирующих движений ног.

преодоление уступа
Рис. 31. Преодоление уступа на малой (а), средней (б) и большой (в) скорости

На малой скорости, где не исключена угроза втыкания носков лыж в снег под уступом, целесообразно применить подскок с группировкой в воздухе и последующим выпрямлением ног для амортизации приземления.

На средней скорости, подъезжая к уступу, надо почти полностью выпрямиться, на уступе сгруппироваться и к моменту приземления опять немного выпрямиться для последующей амортизации приседанием. Такой маневр: сгибания-разгибания-сгибания-разгибания, избавит лыжника от резких «изломов» траектории центра тяжести тела, а следовательно, от ударов и потери равновесия, обычных у новичков.

На больших скоростях, когда спуски совершаются в низкой, обтекаемой стойке, траектория полета с уступа получается настильной и приземление оказывается скользящим, необходимость в каких-либо сгибаниях-разгибаниях отпадает (чем больше скорость, тем это заметнее).

Бугры и канавы на склонах встречаются как одиночные, так и в различных сочетаниях. Профиль склона активно воздействует на стойку лыжника; на больших скоростях это воздействие становится весьма ощутимым. При наезде на бугор в дополнение к имевшейся поступательной скорости появляется еще и вертикальная составляющая, которую мы ощущаем как толчок снизу. А при жесткости в суставах ног появится еще и угловая скорость вращения назад, проявление которой часто наблюдается у новичков, когда они за бугром падают на спину.

Для нейтрализации подкидывающего воздействия бугра применяются приемы амортизации: сгибание всех суставов ног, таза и позвоночника.

Современная жесткая обувь ограничивает подвижность голеностопных суставов, что наложило своеобразие на технику преодоления бугров (при наезде на бугор происходит выскальзывание лыж вперед, которое необходимо своевременно компенсировать, чтобы не оказаться отставшим от лыж). В жесткой высокой обуви почти вся амортизация осуществляется за счет коленных и тазобедренных суставов, амплитуда сгибания которых, особенно тазобедренного, намного превышает амплитуду голеностопных. Подобную же амортизацию трамплинного эффекта в конце дуги мы имеем и в сопряжениях поворотов — и там имеет место сгибание ног, сопровождающееся выскальзыванием лыж. Явление самопроизвольного выскальзывания лыж иногда подается как умышленный силовой прием «выталкивания» лыж, якобы ускоряющий движение в целом. На самом же деле никакого общего увеличения скорости при этом не происходит (см. раздел «Ускорения в поворотах»).

Амплитуда и техника амортизационных движений определяются формой и размерами препятствия, а также скоростью спуска и целью его преодоления. Немаловажную роль при этом играют рост и квалификация спортсмена, его умение чувствовать и использовать упругие качества лыж. У рослого спортсмена возможности амортизации, естественно, больше, чем у низкорослого.

На практике наблюдаются несколько способов амортизации:
а)       пассивная амортизация с уступающей работой мышц, когда сгибание производится под воздействием возрастающего давления бугра;
б)       активная амортизация с преодолевающей работой мышц, позволяющая полностью погашать вертикальное воздействие бугра за счет быстрого сгибания-разгибания и сохранять контакт лыж со снегом на всем его профиле;
в)       опережающая амортизация производится резким подтягиванием ног со скоростью, превышающей наезд лыж на бугор. При этом используется упругое разгибание лыж, прогнутых в начале наезда. В результате лыжи полностью отрываются от снега либо только касаются его носками. Такой прием обычно завершается последующим энергичным распрямлением ног при съезде с бугра, что при небольшой скорости спуска дает некоторое ускорение;
г)       опережающий подскок бывает необходим для спрямления траектории центра тяжести  тела полетом. Отталкивание носит характер пружинящего удара, и чем выше скорость спуска, тем раньше делается опережающий подскок. Давление на снег в момент отталкивания резко возрастает, что вызывает кратковременное торможение (при необходимости его используют для поворота лыж или вращения тела в полете).

Амортизации бугра, как правило, предшествует некоторое повышение стойки, что увеличивает возможность последующего сгибания.

Преодоление канавы осуществляется разгибанием ног, чему, естественно, должно предшествовать сгибание.

Таким образом, спуск по сложному рельефу, как правило, представляет собой непрерывную цепь упругих амортизационных сгибаний-разгибаний ног, обеспечивающих плавность траектории центра тяжести  тела. Туловище и руки при этом играют роль балансиров, а палки выполняют вспомогательные функции мгновенных опор при внезапно возникающих нарушениях боковой устойчивости (рис. 32).

сгибание ног на буграх
Рис. 32. Сгибанием ног на буграх (а) и распрямлением на канавах (б) добиваются плавности движения центра тяжести  тела, сохраняя сцепление лыж со снегом

При спусках часто встречаются выкаты — переходы с крутого на пологий участок и спады — с пологого на крутой. На криволинейном участке выката давление лыж на снег резко возрастает, нарушается устойчивость — лыжник как бы вдавливается возникающей центробежной силой в склон уменьшающейся крутизны, возрастает и сила трения, заваливающая лыжника вперед.

Чтобы предотвратить возможное падение вперед, лыжник несколько отклоняется назад и понижает стойку. В результате уменьшаются давление лыж на снег, центробежная сила и плечо действия тормозящих сил.

Наиболее ощутимо появление и исчезновение инерционных сил в точках сопряжений крутого участка с кривой выката и при переходе на пологий участок. Эти точки можно четко выделить лишь в случаях, когда длина переходной кривой в несколько раз больше длины лыж. На коротких же, резких выкатах действия инерционных сил в этих точках фактически сливаются, и предварительное отклонение назад становится излишним. Даже наоборот — оно совсем не нужно во избежание падения на спину: очень резкие выкаты (впадины) амортизируют, как уже говорилось, небольшим распрямлением ног и приседанием. Чем резче выкат, тем энергичнее это делают.

На спаде склона после пологого участка следует склон увеличивающейся крутизны, вследствие этого уменьшается давление на снег, чему способствует и появление центробежной силы, направленной от склона перпендикулярно траектории центра тяжести; уменьшившееся давление, в свою очередь, ослабляет силы трения, вплоть до нуля, при полном отрыве от снега.

Предвидя все это, лыжник для сохранения равновесия должен увеличивать наклон тела вперед, препятствуя выскальзыванию лыж, вплоть до выхода на крутой участок. Степень и быстрота наклона зависят от скорости спуска, резкости спада и разницы в крутизне склонов до и после перегиба. Простейшим приемом на небольшой скорости является смещение точки опоры на пятки (без отклонения тела назад!). Это движение внутри ботинок создает момент вращения тела вперед, соответствующий нарастанию крутизны склона. В целях создания запаса задней устойчивости полезно также несколько подать тело вперед.

На резких спадах и с ростом скорости необходимы более действенные меры: от полного сгибания для спрямления траектории центра тяжести  вплоть до опережающего подскока и полета с вращением вперед в группировке. На резких спадах и карнизах, преодолеваемых с малой скоростью, исполняют опережающий кувырок вперед с подъемом задников лыж (рис. 33).


Рис. 33. Резкий спад склона (перегиб) на небольшой скорости преодолевается с опережающим наклоном и подъемом задников лыж

Цель всех этих приемов — привести наклон тела в соответствие с крутизной склона, чтобы спуск был устойчивым и плавным на всем профиле спада.

Обстоятельства иногда вынуждают лыжника к скольжению на одной лыже. Тогда база поперечной устойчивости ограничивается шириной лыжи, и то только на твердом снегу. А на мягком из-за вдавливания кантов эта база еще уже. Скольжение на одной лыже удобнее с легким разворотом туловища в ее сторону. Поочередный перенос веса с одной лыжи на другую похож на движения велосипедиста, вращающего педали.

Освоение техники свободных спусков — основа основ горнолыжного спорта. Они приучают горнолыжника к ощущению беспрепятственного скольжения, к которому он должен по возможности стремиться на спортивных трассах.