Виды горнолыжного спорта

Соревнования в горнолыжном спорте проводятся по следующим видам: слалому, слалому-гиганту, супергиганту, скоростному спуску и специальному скоростному спуску. Кроме того, горнолыжники соревнуются по двоеборью (слалом—скоростной спуск и слалом-гигант — скоростной спуск), по троеборью (слалом — слалом-гигант — скоростной спуск) и по параллельному слалому. Спортсмены выступают на различных трассах без предварительного их опробования (кроме состязаний по скоростному спуску).

Слалом — спуск с горы на скорость с прохождением расставленных на склоне искусственных препятствий в виде ворот, обозначенных флагами. Перепад высот и длина трассы у мужчин соответственно не менее 150 и 450 метров, у женщин — 130 и 400. Снег на склоне должен быть утрамбован. Всегда размечают две трассы, на которых устанавливаются в различной комбинации ворота и фигуры. В среднем через каждые 10 метров трассы устанавливают ворота шириной 3,2—4 метра. Минимальное расстояние между двумя воротами—0,75 метра, максимальное — 15. Ворота состоят из двух древков одного цвета — голубого или красного. Цвет ворот чередуют.

Результат спортсмена и его место в соревнованиях определяются по сумме времени прохождения двух трасс. Порядок старта определяют жеребьевкой внутри групп. Для распределения участников по группам используют классификационные списки, в которых указывается количество очков, определяющее уровень мастерства горнолыжника. Число участников в каждой группе не должно превышать 15. Спортсмены сильнейшей группы стартуют первыми. Порядок старта в первой и второй попытках определяется правилами и положением о соревнованиях.

Слалом является прикладным видом спорта. Он развивает у лыжника навыки, необходимые ему при движении по пересеченной и горной местности в спортивных, бытовых или военных условиях.



Слалом-гигант — спуск с горы на скорость с преодолением ворот, но, в отличие от слалома перепад высот должен быть не менее 250 метров, длина трассы — не менее 1000 метров и с более редкой расстановкой ворот. Соревнования проводятся на двух трассах.

На трассах слалома-гиганта устанавливают ворота из двойных древков с флагами (0,75X0,50 метра). Ширина ворот — 4—8 метров, количество—не менее 30. Для закрытых ворот флаг имеет ширину 0,3 метра. Цвета ворот чередуются — красные, голубые, желательно с белой диагональной полосой. Результат определяют по сумме времени двух попыток. Порядок старта такой же, как и в слаломе.

Трассы соревнований выбирают на склонах с разнообразным рельефом (буграми, спадами, контруклонами) с таким расчетом, чтобы средняя скорость для мужчин составляла 60—65 км/ч, а для женщин — 50—55 км/ч.

Руководство ФИС для повышения интереса горнолыжников к многоборью ввело в соревнования на Кубок мира новый вид — супергигант, в котором соединены элементы слалома-гиганта и скоростного спуска. Состязания проводятся на одной трассе. Трасса протяженностью 2,5—3 километра должна иметь перепад высот 500—600 метров, проходить по пересеченной местности, включать в себя почти все технические сложности гигантского слалома и скорости почти как в скоростном спуске. Сильнейшие горнолыжники мира скептически отнеслись к новому виду соревнований. «Это адский вид, который может выдержать только робот с железными ногами» — так сказали о супергиганте лучшие горнолыжники Австрии и Канады. И тем не менее с 1987 г. супергигант вошел в программу чемпионатов мира.

Впервые соревнования по супергиганту были проведены в 1983 г. в курортном местечке Италии Мадонна де Кампильо. Победителем стал итальянец М. Маир. Наши горнолыжники показали довольно посредственные результаты. Так, А. Жиров занял 31-е место, А. Кострома — 49-е, В. Андреев — 52-е, В. Макеев —58-е, И. Юдин —64-е.

Успеха в супергиганте обычно добиваются те горнолыжники, которые показывают высокие результаты в слаломе и скоростном спуске.

  • Скоростной спуск, многоборья, параллельный слалом