Пора ученичества

Трудно было ожидать, что за два-три года советские одиночники напрочь ликвидируют фору, которая была получена их зарубежными соперниками. Можно, конечно, понять нежелание руководителей олимпийской команды возить на Игры «балласт» — фигуристов, заведомо лишенных шансов на очки и тем более медали, но не худо было бы и о грядущих олимпиадах подумать...

В Инсбруке, к примеру, 15-летняя Хана Машкова заняла 15-е место, 16-летняя Габи Зейферт — 18-е. Вряд ли на что-нибудь другое и рассчитывали организаторы фигурного катания в Чехословакии и ГДР, но они все же не опустили шлагбаум перед способными одиночницами, понимая, каким катализатором мастерства может стать опыт олимпийского выступления. Хана и Габи не замедлили доказать это, с лихвой оправдав доверие.

Холодный душ неверия не охладил пыл тренеров, работавших в нашем одиночном катании, не отвратил ото льда и самих фигуристов. Их вера в свои силы не угасла. Они не потеряли надежду догнать сверкающий пелетон ведущих одиночников мира.

...Чемпионат страны 1964 года проводился на открытом катке в Кирове под занавес олимпийского сезона, в марте. Трудно было ожидать особого взлета одиночников, демонстративно отставленных от Олимпиады. Тем не менее борьба у мужчин сложилась весьма интересно. Мешков и Куренбин довольно уверенно выполнили тройные прыжки, которые были на внутренних наших турнирах еще в диковинку. Четверухин впервые занял второе (за Мешковым) место, впервые стал бронзовым призером Мишин, тогда еще не подозревавший, что в одиночном катании выше подняться ему и не суждено.

У женщин опять все свелось к борьбе Братусь и Немцовой. И в очередной раз верх взяла ленинградка. Терпение Татьяны на сем и кончилось — вскоре она ушла в балет на льду, где немало лет была истинной премьершей, привлекая зрителей своей отточенной пластикой и скульптурной выразительностью, благо острой динамики и многооборотных прыжков балет не требовал...

Да, изменений в наше одиночное катание сезон-64 как будто не принес: по-прежнему бледными были выступления на международной арене, те же фигуристы побеждали на внутренних турнирах. Однако изменения наметились. Особенно в мужском одиночном катании.

Возросла техническая вооруженность лидеров — Мешкова, Четверухина, Куренбина, Веденина, Мишина. В разной степени, но уже освоили они элементы высокой трудности многооборотные прыжки, быстрые вращения, сложные дорожки шагов. Композиции уже не распадались на отдельные блоки и узлы, а обретали — прежде всего у Сергея Четверухина — явственный пластический контрапункт, становились все более гармоничными. Выросла и музыкальная культура ведущих мастеров, а значит, и их тренеров.

Подогревали надежду и весьма способные юноши, «подпиравшие» лидеров мужского одиночного катания. Они прогрессировали куда интенсивней фигуристов прежних поколений, и заметно это было не от года к году, а от турнира к турниру. Сергей Волков, Юрий Овчинников, Сергей Волгушев — такие имена были на устах специалистов уже в 63-м, когда выступали эти ребята по первому разряду. Но умели они многое, не робкими новичками выглядели, дерзким и многообещающим был их дебют...

Интересное пополнение ожидалось и в женском одиночном катании. Три Елены — юные москвички Слепова, Котова, Щеглова, а также их землячка Галя Гржибовская доминировали на всесоюзных юношеских состязаниях 1963— 1964 годов. И начинали они куда смелее своих предшественниц. Недаром с первого же своего выхода на всесоюзную «взрослую» арену они сразу же оттеснили всех к тому времени не ушедших со льда соперниц. Всех, кроме Тамары Братусь.

Многоопытная ленинградка еще два года — вплоть до перехода в парное катание — не позволяла юным конкуренткам обойти себя. Уже оставили лед многие ее сверстницы, а также фигуристки, пришедшие куда позже Тамары и не сумевшие добиться ничего существенного, — Ирина Люлякова, Светлана Тарасова, Марина Смирнова, окончательно сделала выбор в пользу парного катания Татьяна Жук, перешла в оперяющиеся танцы на льду Ирина Гришкова, а неутомимая Братусь пресекала все попытки свергнуть ее с пьедестала. Но и в женском одиночном катании наметилась многообещающая перемена декораций...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7