Будни спорта

Пьер бросил свой камень в застоявшуюся воду, и разошедшиеся круги всколыхнули поверхность. С открытым забралом повел Кубертен борьбу с доктринами, отсутствии гибкости и упрощенчество которых он не мог переносить. Одно из воспитательных достоинств спорта он видел в его реализме. Пьер отмечал, что спорт открыто сталкивает такие противоположные качества, как смелость и осторожная сдержанность, уверенность в своих силах и сомнение в них. и именно по этой причине он считал спорт замечательным средством воспитания. Оно будет обречено на провал, коль скоро станет руководствоваться лишь чем-то одним. Коль скоро оно будет либо только мягким, либо только жестким, либо только умственным, либо только мускульным, только утилитарным или только идеалистическим. Пьер подчеркивал в то же время, что воспитание не является искусством находить золотую середину. Ибо сплошь и рядом золотая середина это абстракция, пустота. Поэтому спорт с его величайшим разнообразием психологических оттенков достоин занять почетное место в педагогике.

Начав кампанию за перестройку образования, Кубертен, исходя из личного опыта, знал, что, какими бы отличными ни были педагогические идеи, они будут внедряться очень медленно, что реформы, которых он добивается, не потрясут одним ударом ни громоздкий аппарат школьных систем, ни приверженность педагогов к традициям. Поэтому Пьер вел эту борьбу всю свою жизнь.

Уже занимаясь вопросом о гимназиях, Кубертен все чаще приводил мысль о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья человека. Он затрагивал проблемы медицинского обслуживания населения, вопросы пропаганды гигиенических основ.
— Нам нужно думать не только о большом спорте,— говорил Пьер Кубертен друзьям. — Большой спорт уже вышел на большую дорогу. Массы, массы должны волновать нас. Нужно привлекать к физической культуре отцов и матерей. Тогда дети быстрее будут приобщаться к спорту.

Самое пристальное внимание Пьер рекомендовал обратить на утреннюю гимнастику — новую моду того времени.

Пьер перечитал почти все статьи и брошюры по этому вопросу. Обратился за советом к специалистам. И, наконец, подводя итог размышлениям и наблюдениям, записал: «Утренняя гимнастика — недавнее нововведение, и я не думаю, чтобы она могла привиться в нынешнем ее виде. А жаль, так как это прекрасная сама по себе вещь».

Почему же Пьер, отдавая должное утренней гимнастике, столь категорично утверждал, что она не привьется?

Как-то заметив, что жена, поначалу было горячо взявшаяся за дело, вот уже несколько дней не делает утренней гимнастики, сказал ей:
— Я так и знал, Мари, что ты бросишь. И знаешь, почему? Прежде всего потому, что ты не знаешь, зачем это тебе. Ты не чувствуешь необходимости в зарядке. А так как тебе не объяснили выгоды и плюс еще не принуждают к этому, ты, собственно, и оставила занятия. И так, к сожалению, поступаешь не только ты. В этом-то вся беда.

Значит, нужно помочь людям осознать благотворное влияние этого новшества на организм. Кубертен начинает работать над «Уроками прикладной гимнастики». Он записывает: «Утренней гимнастикой занимаются потому, что это модно, потому, что ею занимается сосед, вот и все. И заннмаются-то ею с очень неравномерным усердием и прилежанием, оставляющим желать много лучшего. Нет ли возможности подвести под это занятие более прочную базу и повысить таким путем его отдачу?»

Начались поиски прочной базы. Пьер сначала подвергает острой критике предмет исследования, а затем стремится найти пути устранения отмеченных недостатков.

Гимнастика полезна? Да. Почему же ею не увлекаются широкие массы? Потому что она скучна. Делается она вхолостую. Помещение часто бывает тесным и непроветренным.

В книгу «Уроки прикладной гимнастики» Пьер вводит специальную главу «В нашей комнате», где всесторонне рассматривается полезность утренней гимнастики и дается ряд ценных советов. Автор, обращаясь к самому широкому читателю, рассказывает, как ею заниматься, что для этого нужно.

Работая над «Уроками прикладной гимнастики», книгой, предназначенной для преподавателей, тренеров, инструкторов и просто любителей гимнастики, Пьер неукоснительно следовал своему принципу, который он изложил в письме в издательство «Ашетт»: «Доступность для широких масс — вот чего вы должны требовать от литературы, посвященной физической культуре и спорту».

Кубертен анализирует упражнения, которые рекомендуются для утренней гимнастики различными справочниками: «Прежде всего сами движения, которые рекомендуют соответствующие наставления, подаются как нудный перечень необходимых последовательных жестов, как своеобразный священный ритуал.

А ведь это не так!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11