Будни спорта

Именно там Гиппократ сказал: «Слово, которым греки теперь называют врачей, новое, и происходит оно от слова «физис» — природа. Не правда ли, любопытно? Наши врачи игнорируют гимнастику как одно из лучших лекарств для исцеления некоторых недугов. Они боятся, что гимнастика — это спорт, а значит, и соревнования. Но это совсем не так. Гимнастика — это метод. И главный его принцип — работать только над собой, вне всякого соревнования с другими. Должна быть гимнастика для детей младшего возраста, для ослабленных взрослых и для престарелых.

Здесь не может быть места ни для какого соревнования, ни даже для особых усилий.

В Америке, в Гарварде, я познакомился с одним старательным врачом-энтузиастом. Он стремился при помощи методических занятий гимнастикой сделать из каждого студента, как он говорил, «нормального человека». Он установил в гимнастическом зале рояль и проводил занятия под музыку. В конце концов, ему удалось убедить своих учеников в том, что человеческий организм строится, как дом, что рациональная гимнастика — панацея от многих бед, что каждые полмесяца нужно измерять свое тело во всех направлениях, дабы знать самого себя.

Правда, он совершенно не касался морального фактора в спорте, поскольку просто-напросто и не подразумевал о его существовании. Дальше медицины там дело не шло. Выступая в Бостоне, я говорил об этом. И еще говорил о необходимости кроме рояля иметь в зале свежий воздух. В зале смеялись и аплодировали.

Я чувствую,— продолжал Пьер,— несовершенство того, что мною написано. Думаю, что через несколько лет это будут читать с улыбкой. Убежден, что под утреннюю гимнастику подведут научную основу. Методика станет более совершенной. Другими, возможно, будут и упражнения. Удобными станут приспособления. Все это будет.

— Вы абсолютно правы, коллега,— ответил Пьеру собеседник.— Все это будет. А сейчас крайне необходим даже этот конспект, как мы назвали ваш труд. Нужны эти советы, как использовать стулья и почему необходимо проветривать комнату.

«Будни» спорта были невероятно насыщены всевозможными проблемами.

Ужо долгое время не затихали споры вокруг спортивных игр. Одни их активно поддерживали, другие безоговорочно отрицали. Горячие дебаты шли вокруг футбола. Позиция Кубертена в вопросе, связанном со спортивными играми, была известна. Пьер слыл страстным пропагандистом и сторонником спортивно-игрового метода физического воспитания молодежи, который начал распространяться в Европе со второй половины XIX века.

Как у всякого нового дела, у этого метода незамедлительно нашлись противники.

Кубертен готовился дать им бой во всеоружии фактов и аргументов.

Отношение к спортивным играм ведущих школ выглядело следующим образом.

Сокольское гимнастическое движение не удостаивало спортивные игры вниманием. Члены «Сокола» признавали перекладину, брусья, кольца, упражнения с булавами, канонизировали массовые выступления гимнастов. Кубертен не разделял увлечения «соколов» внешней стороной движения. Он считал, что влияние этих упражнений на организм невелико.

В Англии скаутское движение приобщало молодежь к спортивным играм. Но Пьер не одобрял военизированного характера этой организации. Когда же он узнал, что помимо всего прочего детям в лагерях исподволь сообщают сведения о всякого рода оружии и даже учат владеть им, отношение к этой организации приняло четко отрицательный характер с его стороны.
— Даже само название «скауты», что означает «разведчики», не подходит для такого мирного дела, как спорт. Правящие классы создали эту организацию не с мирными целями,— говорил Пьер.

И он оказался прав. В годы первой мировой войны английское военное министерство использовало на различных службах почти полмиллиона скаутов.

Практика Американского союза христианской молодежи, который вел свое летоисчисление с 1850 года, а спорт принял на вооружение 20 лет спустя, давала факты в поддержку спортивных игр.

Так Кубертен собирал аргументы. Готовя материал для-книги «Воспоминания об Америке и Греции», он делал специальные выписки о спортивных играх. Кубертен предложил классифицировать игры по двум признакам — игры просто развлекательные и игры воспитывающие. «Игры воспитывающие настолько полезны,— писал он,— что дискутировать об их целесообразности нецелесообразно». И далее: «К счастью, существуют наблюдательные люди, которые обнаруживают в некоторых играх такие моральные свойства, о которых никто до этого и не догадывался».

Когда Пьер полемизировал с убежденными противниками, его сарказм был беспощаден. Как подметил однажды Стендаль, есть литераторы, перо которых так перекалено, что прожигает бумагу. Перо Пьера иногда было перекалено. Но, защищая игры, он подходил к противникам деликатно. Одних он характеризовал просто как людей неискушенных, других как «заблуждающихся».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11