Будни спорта

Спорт — не предмет роскоши.
Его отсутствие ничем нельзя возместить.

Пьер Кубертен

— Друзья,— говорил Кубертен вскоре после окончания I Олимпиады,— кончился праздник. Начались будни спорта. И еще неизвестно, что важнее. Разве мы провели эту гигантскую, без преувеличения, работу, чтобы только раз в четыре года присутствовать на торжествах? Нет. Ради праздников не стоило тратить столько сил. Теперь нужно приниматься за работу, результаты которой не так видны, но итог которой важнее всяких пушечных салютов. Нужно начинать новую борьбу — борьбу за то, чтобы физическая культура и спорт вошли в повседневную, будничную жизнь не единиц, а сотен, сотен тысяч, миллионов людей. Некоторые говорят: «Наступила передышка». Что же, господа, будем гулять в Тюильри? Устраивать торжественные обеды в Пале-Рояле у Шере? Нет! Надо, не теряя времени, приниматься за работу. Немедленно.

Пьер пригласил журналиста Франца Рейше на чашку кофе.

Франц пришел с виконтом де Мадеком, который активно работал в коллегии учредительного конгресса. Друзья Пьера невольно были втянуты в новую огромную работу, которую их неугомонный вожак назвал «буднями спорта».
—     Игры возрождены,— сказал Кубертен,— но наша обязанность — смотреть дальше. Я написал статью в связи с этим. Если вы не возражаете, я прочту всего лишь одну фразу, в которой, как мне думается, есть большой смысл.

Пьер подошел к секретеру, взял стопку листков, выбрал нужный и не спеша прочел:
—     «Поднимите глаза, которым угрожает близорукость. Не бойтесь быть дальнозоркими. Смотрите вперед на дальние горизонты природы и истории. С этих высот человек должен черпать свою силу и энергию».
—     Как всегда, вы написали отлично,— сказал Мадек.— Может быть, разумно было бы сделать так: вы сейчас вплотную займетесь волнующими вас проблемами — педагогикой, историей, эстетикой; мы же продолжим подготовку II Игр. А когда вам вдруг захочется выпить с нами кофе, мы будем здесь.

Кубертен прекрасно понимал, что от подготовки II Игр все равно никуда не деться. Но за то, что друзья-единомышленники благословляли его на теоретическую работу, он был им благодарен.

Пьер всю свою жизнь рассматривал спорт с самых различных точек зрения. Как художник, работающий над картиной, отходит на несколько шагов от полотна, чтобы посмотреть, хорошо ли лег мазок, так и Пьер всю жизнь мучился над своим «полотном», то отступая от него, чтобы охватить содеянное целиком, то подходя вплотную, чтобы лучше увидеть незавершенность деталей.

Сегодня можно лишь удивляться глубине познаний этого человека, широте его взглядов, смелости суждений.

В своих трудах он ратовал за спорт и физическую культуру и как педагог, и как прозорливый политик.

Кубертен изучал проблему физического воспитания детей, воспитания их в духе высокой человечности, миролюбия, взаимоуважения. Судьба идущего на смену поколения волновала Пьера. Он уже был хорошо знаком с состоянием народного образования в ряде стран Европы и Америки. Поездки по странам дали богатый материал для размышлений.

Снова пришлось достать с полки томик Руссо, сделать выписки о влиянии природы на состояние ума и физическое становление молодого организма, перечитать «Новую Элоизу» и «Эмиля».

На столетнем юбилее Кубертена о книгах, которые он создавал в это время — «Записки о народном образовании» и «Спортивная педагогика», будет сказано: «Это полный трактат о современном образовании, который предлагает практические решения такой потрясающей актуальности, что даже сегодня они могли бы служить основой для любой реформы образования».

И еще на этом же юбилее отмечалось: «Стремление Кубертена найти методы образования, адаптированные к промышленной цивилизации, с неизбежностью привели к тому, что он потребовал, чтобы физические упражнения и спорт не только заняли свое место в школьных и университетских программах, но и могли бы играть вне стен учебных заведений выдающуюся роль в жизни нации».

Для такой оценки свершенного Кубертеном потребовалось сто лет со дня его рождения и почти тридцать лет со дня его смерти. Как сказал поэт: «Большое видится на расстоянии». С этого расстояния, мера которому время, рассмотрим и мы некоторые труды Кубертена, работу над которыми он называл «буднями спорта».

Досье Кубертена о положении дел, связанных не только с привитием спортивных навыков, но и с освоением других предметов в учебных заведениях, занимало несколько папок. По этим материалам можно было составить полное представление о системе образования.

В гимназиях, за очень редким исключением, царил дух казенщины, преподавание не было творческим. История преподавалась конъюнктурно. Сословные перегородки разделяли детей. О физической культуре не могло быть и речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11