В поход на парусной лодке

Детальному осмотру и тщательной проверке подлежат рулевое, якорное, швартовное и буксирное устройства. При осмотре рулевого устройства особое внимание обратить на крепление рулевой коробки к корпусу судна.

Некоторые рулевые считают, что иметь якорь не обязательно, поскольку туристские разборные суда можно вытаскивать на берег. Следует, однако, отметить, что вытаскивание судна на берег — самый простой, но не самый лучший способ его содержания на стоянках. Прежде чем вытащить на берег, судно надо разгрузить, что требует дополнительного времени; кроме того, при вытаскивании оболочка повреждается значительно больше, чем при содержании лодки на воде в расчаленном состоянии. Якорь необходим и при аварийных ситуациях. При поломке руля, разрыве парусов, падении или поломке мачты самое надежное — бросить якорь (учитывая, что маршруты разборных парусных судов проходят, как правило, вдоль берега с относительно небольшими глубинами) и произвести хотя бы временный ремонт. Легкое туристское судно, надежно удерживаемое на якоре, даже в штормовых условиях имеет все шансы выдержать напор волн и ветра.

Для «Мевы», имеющей водоизмещение около 360 кгс, необходим адмиралтейский якорь 4—5 кгс. Могут быть применены более легкие якоря с повышенной держащей способностью. Многолетний опыт эксплуатации на «Меве» якоря Матросова весом 4,5 кгс, снабженного 1,5-метровым отрезком цепи, показал на различных водоемах высокую надежность. Путешествуя по достаточно закрытым водоемам, а также водоемам с сильно изрезанными и приглубыми берегами, где можно непосредственно подойти к ним, желательно иметь еще и легкую раскладную «кошку» для зачаливания за берег и быстрой швартовки.

Проверка швартовных устройств сводится к осмотру тросов на истирание. Растительные тросы, бывшие в употреблении, испытываются на разрыв, для чего в простейшем случае один из его концов закрепляют, а к другому прикладывают усилие 1—3-х человек (в зависимости от сечения). На судне необходимы носовой швартовый конец длиной 15—20 м и кормовой — длиной 25—30 м. Кроме того, полезно иметь шнур не менее 50 м для проводок судна вдоль берега и обносов. Специальных приспособлений для укрепления швартовых и якорных концов на разборных парусных судах обычно нет, и концы крепятся к мачте или к каркасу. Штаг-путенс должен быть снабжен кольцом или любым другим приспособлением для удержания якорного каната и швартового конца. Якорный канат рекомендуется продевать через кольцо, перемещаемое специальными талями, для подтягивания к кокпиту.

Судно должно быть укомплектовано водоотливными средствами: пластмассовым черпаком или кружкой и ведром (желательно на 12 л), крупной резиновой медицинской грушей, поролоновой губкой больших размеров. Заменит часть перечисленных средств маленький легкий ручной насос для откачки воды. Для предотвращения излишнего попадания воды внутрь судно должно быть снабжено козырьком-брызгоотбойником, брюканцами* на люверсах для проводки вант через деку, брюканцами на отверстии в палубе или в тенте для прохода мачты, полосками поролона для закладывания щелей швертового колодца. Принятие даже этих несложных мер позволит ходить на сухом судне при значительном волнении. Каждый рулевой найдет и другие способы защиты от попадания воды внутрь, например, соорудит почти полностью закрытую каюту. Следует, однако, помнить, что увеличение ветрового сопротивления судна, ограничение подвижности экипажа может привести к худшим последствиям, чем лишние полведра воды в корпусе.

* Чехол, защищающий от попадания воды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9