Повороты рулением

Как уже говорилось, механизм руления основан на неодинаковом взаимодействии лыж со снегом при смещении их под углом друг к другу. Изменяя угол между лыжами, постановку их на ребра и загрузку, получаем необходимый поворот.
К рулящим поворотам относятся повороты плугом, упором, ножницами и телемарк. Последний вновь обрел популярность в связи с возросшим интересом к целинным склонам и путешествиям по горам. Кроме того, начальная его фаза вошла составным элементом в некоторые виды поворотов на параллельных лыжах.
Поворот плугом. Исходным положением или, точнее, входом в поворот является стойка торможения плугом — она подробно описана выше. Для начала поворота достаточно, не меняя положения лыж, туловищем загрузить больше лыжу, наружную в предстоящем повороте. Для поворота налево — правую, а для правого поворота — левую. Так, сохраняя разницу в загрузке лыж, исполняют весь поворот. Никакие другие действия (например, маховые движения плеч, укол палкой) не играют существенной роли. Чем круче поворот, тем шире обычно разводятся пятки лыж и тем большую часть веса принимает наружная лыжа (рис. 45).


Рис. 45. В положении плуга, загрузив внешнюю лыжу, начнем поворот

Поочередно переносите вес тела с одной внешней лыжи на другую, не дожидаясь конца поворота, и сопровождайте каждый перенос незначительными упругими сгибаниями-разгибаниями коленей. Это позволит вам спускаться в плуге сопряженными дугами. Постепенно уменьшая угол плуга, можно подойти к поворотам на параллельных лыжах (рис.46).


Рис. 46. В технике сопряжения поворотов плугом и на параллельных лыжах имеется много общего

Искушенный читатель имеет все основания утверждать, что предлагаемый способ поворотов не нов и подвергался серьезной критике. Совершенно верно. Но подобный метод имеет и немало сторонников. Автор относится к их числу, ибо плуг помогает бороться с распространенной ошибкой новичков — фиксированным подседом. Укоренившаяся ошибка приводит к частым сходам с трассы спортсменов, потерявших управление «убежавшими» вперед лыжами.
Поворот упором. В отличие от уже знакомого нам торможения, где направление движения сохраняет одна нагруженная направляющая лыжа, поворот упором достигается уменьшением кантования этой лыжи (в повороте она становится внутренней), а также увеличением загрузки и угла выставления упоровой (внешней) лыжи.
На пологом склоне повороты упором совершаются просто на плосколежащей внутренней лыже, беспрепятственно поддающейся вращающему воздействию упоровой лыжи. С увеличением крутизны склона и кривизны поворота следует более активно загружать внешнюю лыжу.
В заключительной фазе поворота упором (в фазе движения к склону) легко перейти к скольжению на параллельных лыжах: вес тела переносится на внешнюю (упоровую) лыжу, а внутренняя лыжа перекантовывается и подтягивается к внешней в параллельное положение (рис. 47).

поворот упором
Рис. 47. Поворот упором

Чтобы осуществить поворот упором из косого спуска на крутом склоне, отведения верхней лыжи в упор бывает недостаточно. Увеличивая загрузку внешней лыжи, лыжник принимает положение, близкое к плугу, чем затрудняет поворот. Поэтому разучивать повороты упором, как и другие технические приемы, следует в условиях, максимально благоприятных для их исполнения.
Совершенствование инвентаря, улучшение гибкости и упругости лыж расширили рамки применения упоровых поворотов на спортивных трассах. Приходилось видеть, как спортсмены с мировыми именами, сохраняя вес тела на внутренней плосколежащей лыже, скользили по кривой за счет упора в прогнутую внешнюю лыжу на трассах скоростного спуска. Как доказательство данного утверждения, скажу, что даже известнейший мастер Моника Хесс, оказавшись в критической ситуации, применяла спасительный упор на трассе слалома-гиганта (рис. 44).


Рис. 44. Для сохранения равновесия горнолыжница воспользовалась упором внешней лыжи и опорой на пятку внутренней

Обобщая разговор, посвященный рулящим поворотам, следует отметить, что все они с уменьшением угла взаимного смещения лыж подводят нас к скольжению на параллельных лыжах. Мы не случайно так подробно говорим о техник? торможения и поворотов плугом и упором. Бытует мнение об их вредности для последующего спортивного совершенствования горнолыжника. Но, очевидно, дело не в них самих, а в методике обучения и сфере применения их на практике. В плуге много полезных элементов:
—       развитое ощущение разницы между резаным скольжением и тормозящим соскальзыванием;
—       активный перенос веса тела с одной лыжи на другую;
—       «игра» кантами с переходом от соскальзывания к резаному скольжению;
—       возможность через ритмичное исполнение поворотов в плуге или упоре перейти к сопряженным поворотам на параллельных лыжах.
Приверженцев такого, кстати небезуспешного, направления в методике обучения много. На рис. 45 ясно видны положительные свойства этого метода. Лыжник, заканчивая поворот плугом, использует отчетливое сгибание колена внешней ноги вперед-внутрь, кантуя при этом лыжу. Таким образом, он получает хорошее врезание внешней лыжи с закругленным окончанием дуги, «выстреливающей» лыжника в следующий поворот. Используя аналогичное врезание в следующем повороте, он энергично переносит вес тела на внешнюю лыжу нового поворота. Постепенно сужая угол плуга и сохраняя ритм врезаний, лыжник подходит к параллельности лыж в сопряжениях дуг и сохраняет при этом контроль за скоростью. В работу включатся верхняя часть туловища, осуществляя контрвращение (плечи — навстречу внешней лыже); руки с палками впереди; сгибание-разгибание ног с целью облегчения лыж. Таким образом, мы получаем типичные короткие повороты на параллельных лыжах.
Примерно такой же путь может проделать лыжник, используя различные иные варианты поворотов упором (рис. 52).


Рис. 52. Укорачивая фазу входа в поворот из упора, лыжник подходит к технике поворота на параллельных лыжах