Очарованная душа

Все эти европейские гимнастические системы, национальные школы, конечно, использовали уже накопленный опыт. Но, вопреки декларируемым гуманистическим целям, все они, ада школы и направления, в конечном счете служили замаскированной цели — готовить для завоевателей здоровых, сильных, выносливых солдат.

Но в то же время были и другие факты: спорт начинал - проникать в среду молодежи, отнюдь не стремящейся надеть военные мундиры.

Кубертен не задумываясь стал на сторону этой молодежи. «Не превращайте мальчиков в солдат!» — писал Пьер.

Это был крик большого сердца. Но пока это был крик одиночки. У немногих он находил отзвук.

Со всей страстностью молодости, со всем своим темпераментом, задором бойца обрушивается Пьер на проповедников германской и шведской школ.

Кубертен задает вопрос: почему немецкий метод физического воспитания исключает игры? Зачем в веселое, живое дело, каким являются занятия физическими упражнениями, привносится жестокая дисциплина, военная муштра?

Пьер понимал, что в конечном счете не так уж сложно поставить десятки вопросов, все и вся подвергнуть сомнению. Нужно искать ответы на эти вопросы. А для веских, аргументированных ответов нужно побольше фактов, и он найдет их. Кубертен принимает решение поехать в Америку.

Война за независимость США уже была историей. Буржуазия набирала силу. Романтика ковбоев и охотников за скальпами перекочевывала в литературу. Капиталистам нужны были не романтики, а мускулистые рабочие, вымуштрованные, физически крепкие солдаты. Молодое государство, у которого не было «старых камней Европы», не теряя времени, начало вывозить из Старого Света, наряду с прочими культурными ценностями, достояния, связанные с культурой физической.

У европейцев был Песталоцци, который высказал немало мудрых мыслей о значении физического воспитания. Использовать учение Песталоцци! Европейская школа канонизирует гимнастику. Разрушить каноны! По примеру англичан дать больший простор играм!

Кубертену Америка казалась тем оселком, на котором он мог бы проверить крепость и остроту своих убеждений.

Новый Свет поначалу ошеломил француза. В Новом Свете было действительно много нового, необычного. Кубертен присутствовал на первом панамериканском конгрессе. Встречался со многими государственными и общественными деятелями.

Позже Кубертен в своих трудах будет неоднократно возвращаться к истории Штатов, давать меткие характеристики людям и событиям. Он исследует вопрос о происхождении государственного герба США. Будет писать о тянущихся к небу домах, о предпринимателях и предприимчивости. Но об этом он будет писать как историк.

Как человек, очарованный идеей возрождения олимпийских игр, он прежде всего начинает искать подтверждения жизненности задуманного им дела. Он настойчиво изучает постановку физического воспитания и развитие спорта в Америке.

Его не могло не воодушевить сообщение о том, что еще в 1860 году в университете Амхерста начала работать кафедра, коей вменялось заниматься вопросами физического воспитания и гигиены молодых людей. Этот опыт был подхвачен руководителями Чикагского, Пансильванского университетов и многих других, вновь открывавшихся высших учебных заведений.

Это впечатляло. Но Кубертен замечает в своих дневниках, что все это спортивное великолепие Америки доступно лишь богатым. Массовая же физическая культура либо совершенно не развита, либо носит, как и во многих странах Европы, сугубо прикладной, военный характер.

По словам Эрнста, Сейлера, Кубертен того времени смог понять реакционную суть лозунга, провозглашенного при президенте Теодоре Рузвельте,— «Не снимать боевого снаряжения!» Молодой путешественник подметил, что и в Новом Свете пустили корни старые взгляды на сущность спорта. Вскоре после окончания войны Севера и Юга немецкая гимнастика начала завоевывать опорные плацдармы. Правда, у духовных отцов немецкого метода на американской почве возникли трудности. Они не были здесь монополистами. Многое американцы заимствовали у англичан и французов. И прежде всего игры. И тогда апологеты немецкого метода решили приспособить его к новым условиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10