Дальние лыжные переходы и пробеги

Дальние лыжные пробеги в дореволюционной России проводились эпизодически. С первых лет Советской власти эти пробеги приобретали все более массовый характер, выполняя большую роль в пропаганде развития лыжного спорта и проведении общественно-политических мероприятий в стране, а их участники проявляли образцы мужества, силы воли, выносливости и спортивного мастерства.

Автор приводит в справочнике только наиболее значительные дальние лыжные пробеги и переходы.

1911/1912 г.
Первый в стране лыжный пробег Москва — Петербург (через Торжок) — 680 верст.

Четверо московских спортсменов-лыжников Сокольнического кружка лыжников (СКЛ) — Немухин Александр, Елизаров Александр, Гостев Михаил и Захаров Иван.

Старт в Сокольниках, у клуба СКЛ 20 декабря 1911 г., финиш в Петербурге (Московская застава) 1 января 1912 г. Пройдено за 12 сут 6 ч 22 мин, из них ходовых 11 дней. Среднесуточная скорость 61,8 версты.

1913 г.
Лыжный пробег Петербург — Москва — 620 верст.

Ответный визит трех спортсменов-лыжников Петербурга (Кононов С., Максимов П., Мургин М., четвертый участник заболел в начале пути и из пробега выбыл).

Старт в Петербурге (Московская застава) 11 февраля, финиш в Москве (у клуба МКЛ на Ходынском поле) 23 февраля. 12 ходовых дней. Среднесуточная скорость 51,7 версты.

1923/1924 г.
Лыжный переход Архангельск — Москва — 1406 км.

4 командира Московского военного округа, спортсмены-лыжники в полном военном обмундировании, в валенках — Скалкин Павел, Хитров Александр, Бархаш Лев и Гребенщиков Иван.

Старт 24 декабря 1923 г., финиш 20 января 1924 г. 27 ходовых дней. Среднесуточная скорость 52 км.

1924 г.
Лыжный переход Полтава — Смоленск — Ленинград — 1622 км. 4 военнослужащих — Колесников, Пильтенко, Тарасов и Руже. Старт 3 февраля, финиш 7 марта. 32 ходовых дня. Среднесуточная скорость 50,7 км.

1926/1927 г.
Первый лыжный пробег по территории четырех стран: Москва — Ленинград — Гельсингфорс (Финляндия) — Стокгольм (Швеция) — Осло (Норвегия) — 2150 км.

Четверо спортсменов-лыжников Московского клуба имени Октябрьской революции Московско-Казанской железной дороги — Васильев Дмитрий, Немухин Александр, Савин Владимир и Дементьев Борис.

Старт 26 декабря 1926 г. в Москве (Сокольники), финиш 30 января 1927 г. в столице Норвегии Осло. 35 дней, из них 29 ходовых, среднесуточная скорость 74,1 км.

1929 г.
Лыжный переход Омск - Москва - 2800 км.

Командир взвода омского стрелкового батальона Красной Армии Куропаткин Георгий один, в полном военном снаряжении (в шинели и валенках, с револьвером, патронами и вещевым мешком).

Старт 4 января, финиш 5 марта. 60 дней, из них 57 ходовых, среднесуточная скорость 49,1 км.

1933/1934 г.
Лыжный переход Иркутск — Москва — 5300 км.

5 военнослужащих Особой Краснознаменной дальневосточной армии (ОКДВА) — Гантимуров Александр (командир), Богомолов, Вечерик, Головичев, Кичигин.

Старт 1 декабря 1933 г., финиш 22 февраля 1934 г. 83 дня, из них 70,5 ходовых. Среднесуточная скорость 75 км.

1934 г.
Лыжный переход Ачинск — Москва— 4000 км.

5 младших командиров ОКДВА — Погребной Иван (командир), Кузнецов Петр, Крайнюк Дмитрий, Кислицын Егор и Скороботов Игнат.

Старт 1 января, финиш 7 марта. 66 дней, из них 55 ходовых. Среднесуточная скорость 73 км.

1934/1935 г.
Лыжно-пеший переход Бочкарево (около Хабаровска)— Москва —8134 км, из них первые 1350 км пешком без лыж.

5 военнослужащих авиачасти ОКДВА — Мартынов Владимир (нач. к-ды), Кармнов Александр, Марков Валентин, Николенко Дементий, Савченко Владимир. Из них один (Марков) в конце пути заболел и до финиша не дошел.

Старт 14 октября 1934 г., финиш в Москве 12 февраля 1935 г. 120 дней, из них ходовых 87. Среднесуточная скорость 93,4 км.

Постановлением ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены Почетными грамотами ЦИК СССР, а приказом народного комиссара обороны награждены именными золотыми часами.

1934/1935 г.
Лыжно-пеший переход Нерчинск — Москва —6910 км, из них первые 1075 км пешком.

5 военнослужащих авиачасти ОКДВА — Итяксов Василий (нач. к-ды), Воронин Александр, Дружинин Борис, Кузнецов Петр, Леоненко Николай.

Старт 7 ноября 1934 г., финиш в Москве 12 февраля 1935 г. (вместе с лыжниками перехода Бочкарево — Москва). 95 дней, из них ходовых 74. Среднесуточная скорость 93,4 км.

Постановлением ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены Почетными грамотами ЦИК СССР, а приказом народного комиссара обороны награждены именными золотыми часами.

1934/1935 г.
Лыжно-пеший переход Байкал - Белое море - около 9000 км
Маршрут: Н. Ангарск (северная часть озера Байкал) - Туруханск - Обдорск -Архангельск-Мурманск, с преодолением Байкальского хребта, через тайгу и тундру, по незаселенным районам с ночевками в спальных мешках в снегу (последние 300 км шли пешком с лыжами на плечах).

5 военнослужащих железнодорожного полка НКВД - комсомольцы-динамовцы Попов И. Г. (нач. к-ды), Бражников К. Н., Егоров Е. Ф., Куликов А. П., Шевченко А. Е., с двумя собаками.

Старт 30 ноября 1934 г., финиш 30 апреля 1935 г. 151 день.

Постановлением ЦИК СССР все 5 участников перехода награждены Почетными грамотами ЦИК СССР.

1935 г.
Лыжный переход Тюмень — Москва — 2130 км.

5 женщин (жены начсостава Красной Армии) — Ирдуган Филаида, Уголкова Нина, Дьяченко Клавдия, Вагина Таисия, Улитина Вера с командиром Карталовым.

Старт 2 января, финиш 22 февраля 1935 г. 51 день, (и них 40 ходовых. Среднесуточная скорость 53,2 км.

1935 г.
Лыжный переход Архангельск — Москва — 1189 км (вдоль железнодорожной линии).
8 лыжников Московского железнодорожного узла Шубочкин Николай (нач. к-ды), Воронов Михаил (политрук), Рудаков Анатолий (известный спортсмен, чемпион СССР 1941 г. по лыжным гонкам на 50 км), Федорок Николай, Скворцов Василий, Яковюк Михаил, Беловенцев Владимир и Флюстов Константин.

Старт 1 января, финиш 24 января 1935 г. 24 дня, из них 22 ходовых. Среднесуточная скорость 54 км.

1935/1936 г.
Лыжно-пеший переход Москва (Орехово-Зуево) — Комсомольск-на-Амуре — 9420 км, из них последние 3650 км от Байкала пешком.

5 комсомольцев-физкультурников завода «Карболит» Орехово-Зуева — Власов Константин (нач. к-ды), Аборкин Василий (политрук), Астафьев Михаил, Моисеев Владимир, Сидоров Виктор.

Старт 31 декабря 1935 г. из Орехово и 1 января из Москвы, финиш 10 июня 1936 г. 162 дня, из них 126 ходовых, Среднесуточная скорость 74,7 км.

Постановлением Президиума ЦИК СССР все 5 участников этого перехода награждены орденами «Знак Почета».

1936 г.
Лыжный переход Москва — Тюмень — Тобольск, посвященный X съезду Ленинского комсомола, — 2400 км.

10 женщин-физкультурниц Московского электрокомбината им. Куйбышева — Семенова Анастасия (комсорг), Захаренко Екатерина, Каширина Антонина, Константинова Валентина, Новичкова Зоя, Пышкова Клавдия, Пономарева Зоя, Харитонова Татьяна, Хорощутина Мария и Долганова Тамара (корреспондент газеты «Рабочая Москва») с командиром Спиридоновым Георгием и политруком Просиным Германом.

Старт 1 января, финиш 16 февраля. 46 дней, из них 35 ходовых. Среднесуточная скорость 68,8 км.

Постановлением ЦИК СССР все 12 участников этого перехода награждены орденом «Знак Почета».

1936 г.
Лыжный пробег Ленинград - Москва — 724 км.

Повторение пробега 1911 г. (только в обратном направлении) теми же спортсменами — Немухиным Александром (возраст 44 года), Елизаровым Александром (45 лет), Гостевым Михаилом (50 лет), Захаровым Иваном (44 года).

Старт 9 января, финиш 17 января. 8 сут 11 ч. Среднесуточная скорость 85 км.

Постановлением ЦИК СССР все участники пробега награждены орденом «Знак Почета».

1936/1937 г.
Лыжно-пеший переход Улан-Уде — Москва — 6065 км. Первые 1000 км пешком.

5 девушек-комсомолок Бурят-Монгольской АССР — Любимская Вера, Константинова Елизавета, Сункуева Анастасия, Тыхеева Софья, Хахалова Мария с командиром Бабыкиным Леонидом и политруком Сазоновым Александром.

Старт 21 октября 1936 г., финиш 6 марта 1937 г. 136 дней, из них 95 ходовых. Среднесуточная скорость на лыжах 70,3 км, пешком —43 км.

Постановлением ЦИК СССР все 7 участников этого перехода награждены орденом «Знак Почета».

1967 г.
Второй лыжный пробег Москва — Хельсинки (Финляндия) — Стокгольм (Швеция) — Осло (Норвегия), в честь 50-летия Великого Октября —2200 км.

5 комсомольцев Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана — Савостин Тимофей (капитан и комсорг), Виноградов Владимир, Левушкин Юрий, Папшев Игорь и Яковлев Юрий.

Старт 10 февраля в Москве (Сокольники), финиш 10 марта в столице Норвегии Осло. 28 дней, из них 22 ходовых. Среднесуточная скорость 100 км. Имена всех участников этого пробега занесены в книгу Почета ЦК ВЛКСМ.

1969 г.
Скоростной пробег «Метелица» по маршруту Москва — Ленинград - Хельсинки — Турку — Тампере — Оулу—Торнио (Финляндия) — (январь — февраль — 33 суток, 2600 км. ) — по местам, связанным с жизнью и деятельностью В. И. Ленина.

5 московских комсомолок-лыжниц — Кузнецова Валентина (капитан к-ды), Егорова Антонина, Александрова Светлана, Дьяконова Татьяна, Кузина Надежда и их тренер Левушкин Юрий.

Старт состоялся 22 декабря, финиш 3 марта. 46 дней, из них 33 ходовых. Среднесуточная скорость 78,7 км.

Ранее команда "Метелица" выполнила следующие лыжные переходы:
1)1966 г. (декабрь)  - Москва  -  Ленинград (7,5 суток,  725 км.)
2)1968 г. (февраль – 5 суток, 400 км.) - Москва - Смоленск.