Лыжня в воздухе

Никто не станет спорить, что лыжные гонки воспитывают людей сильных, выносливых, решительных. Нужна и смелость, чтобы во время соревнований пройти на полной скорости крутой и длинный спуск. Рядом мелькают деревья, каждый поворот таит неизвестное препятствие, преодолеть которое нужно в считанные секунды. Чуть растерялся — и падения не избежать.
Но какой смелостью должен обладать человек, совершающий прыжки на лыжах на 60, 80, а то и на 100 метров!
Вот он стоит на небольшой стартовой площадке лыжного трамплина, а перед ним узкая крутая дорожка с накатанной лыжней. И эта лыжня обрывается. Спортсмен со старта не видит склона горы, куда он должен приземляться после прыжка, — она скрыта выступом трамплина, или, как говорят спортсмены, столом отрыва. Спортсмен лишь видит площадку, куда он выкатится после прыжка. И смотрит он на нее с высоты многоэтажного здания. Страшно? Да.
Даже бывалые прыгуны-чемпионы признаются, что прыгать с трамплина, особенно незнакомого, порой страшновато.
Но не тот трус, кто боится, а тот, кто не может преодолеть чувство страха.
Спортсмен же, полагаясь на свое мастерство, знает, что сумеет совершить прыжок и приземлиться на крутом склоне горы. Даже если он не устоит и упадет, — беда не так уж велика. Прыгун знает, как нужно правильно падать, чтобы не получить повреждений.
Уверенность в своих силах, точный расчет, хорошая спортивная тренировка — все это помогает спортсмену сконцентрировать свою волю и выполнить прыжок-полет.
Но не думайте, что для этого нужны только смелость и решительность. Конечно, можно просто съехать с трамплина и пролететь по воздуху небольшое расстояние. Но там, где неопытный спортсмен пролетит метров тридцать, мастер преодолеет семьдесят!
Большую скорость развивает прыгун на горе разгона. Она тем больше, чем длиннее и круче гора. Чтобы прыжок был далеким, нужно хорошо оттолкнуться от стола трамплина. Но не раньше и не позже, чем в тот момент, когда скобы креплений достигнут края трамплина. Попробуйте уловить это мгновение при скорости 60—70 километров в час! Трудно, очень трудно сделать это. Здесь счет идет уже не на секунды, а на десятые доли секунды.
Но и это не все. Спортсмен в воздухе. Если он не примет правильного положения и выпрямится, то воздух, который на такой скорости становится упругим, погасит полет и быстро приземлит лыжника. Чтобы этого не случилось, прыгун должен наклониться, не сгибая коленей. Тело его принимает форму, отдаленно похожую на профиль крыла самолета. Теперь воздух уже не враг, а друг — он поддерживает спортсмена. Это-то и позволяет совершать прыжки дальностью за 100 метров.
Конечно, не все зависит от самого спортсмена. Трамплины строят с расчетом на определенную длину прыжка. На одних можно пролететь лишь метров 30—40, на других 60—70. Есть трамплины, позволяющие совершать прыжки и за 100 метров. Ведь чем длиннее и круче разгон, тем выше скорость, а следовательно, и дальше полет. Но рассчитывать приходится не только разгон, но и гору для приземления. Дело в том, что лыжник после прыжка устоит и не расшибется только в том случае, если он приземлится не на ровное место, а на склон крутой горы. Удар лыж о снег в этом случае смягчается, и прыгуну нетрудно удержать равновесие. Искусные прыгуны иногда превышают на несколько метров расчетную длину прыжков, но делают это за счет мастерства. Приземляются же и они на склоне горы.
Есть и еще одна трудность в этих соревнованиях. Победитель определяется не только по наибольшей длине прыжка, но и по красоте полета. За этим следят специальные судьи. Они оценивают каждый прыжок в баллах. Лыжи у прыгуна в полете должны быть сведены вместе, положение тела устойчивое, движения рук плавные. Только в этом случае судьи дадут ему высокую оценку.
Да, не легкое дело быть хорошим прыгуном, много нужно тренироваться и летом и осенью, чтобы прыжки на лыжах были красивы по стилю и далеки по расстоянию!
Каждый прыгун — хороший акробат. Летом он занимается гимнастикой на снарядах, прыгает с вышки в воду, делает еще массу специальных упражнений, чтобы научиться хорошо управлять своим телом в воздухе.
Прыгают на лыжах с трамплина и летом. Недалеко от Ленинграда, в Кавголово, стоят два трамплина. Один большой — на нем проходят соревнования зимой, рядом — чуть поменьше. Гора разгона и приземления этого трамплина покрыта специальными пластмассовыми щетками. Лыжи по ним скользят, как по снегу. Вот на этом-то трамплине и тренируются летом спортсмены.
Конечно, и лыжи у прыгунов не такие, как у гонщиков. Они длиннее, шире и намного тяжелее обычных. На скользящей поверхности не один, а три ведущих желобка. Это для того, чтобы лыжи не разъехались во время приземления. И крепятся они к ботинкам более надежными креплениями. Только специальный инвентарь, хорошо проверенный и подогнанный, делает прыжок безопасным.
Много трамплинов построено в нашей стране. Есть они в Москве, Ленинграде, Кирове, Горьком, Перми, на Карпатах в селе Ворохта, в местечке Бакуриани, расположенном в горах Кавказа, да и еще во многих городах и селах.
Среди нашей молодежи много любителей этого спорта смелых. Занимаются им и ребятишки в специальных детских спортивных школах. Из этих школ и вышли наши чемпионы-прыгуны, которые
сейчас успешно выступают на многих международных соревнованиях.
Николай Каменский вырос в Москве. Жил он в районе Ленинских гор. Здесь уже давно был построен лыжный трамплин. Сначала сравнительно небольшой, деревянный, а потом просто великан. Казалось, что его железные ноги-опоры вот-вот шагнут через Москву-реку.
Николай уже в раннем детстве любил смотреть, как летают по воздуху люди с лыжами на ногах. Прыгал он и сам с небольших снежных трамплинов, которые строил вместе со своими товарищами. Потом его приняли в лыжную секцию, и он стал настоящим спортсменом.
Много труда было вложено в тренировки, прежде чем Николай освоил все секреты этого трудного вида спорта. А когда освоил, то стал одним из лучших прыгунов страны. Но, пожалуй, наибольшего успеха он добился на чемпионате мира по лыжам 1962 года, который проходил в польском городе Закопане.
Здесь впервые разыгрывались золотые медали чемпионов мира на двух трамплинах. Сначала прыгуны соревновались на среднем трамплине, где можно было пролетать 65—70 метров.
В день старта шел сильный снег. Долго рабочие утрамбовывали гору приземления.
Наконец соревнования начались. Победил норвежец Энгон. А лучший из наших прыгунов Коба Цакадзе занял лишь пятое место.
В последний день первенства снова вышли на старт прыгуны. Теперь они соревновались на огромном трамплине. Многие судьи считали, что лучшие спортсмены могут пролететь на нем 90—100 метров!
Каждому из участников предоставлялось право совершать три прыжка. Победитель определялся по сумме двух лучших. И снова в первой серии слабо выступают наши спортсмены.          Цакадзе прыгнул на 93 метра, Каменский — на 91. А олимпийский чемпион, спортсмен из Германской Демократической Республики Хельмут Рекнагель приземлился на отметке 97,5 метра! Такой же длинный прыжок совершил и финн Халонен. Немного уступил лидерам и поляк Лачак.
В общем, первая попытка не принесла нашим спортсменам большой радости. Зато во второй Николай Каменский добился успеха. Хотя он и не смог опередить олимпийского чемпиона (Рекнагель пролетел 103 метра!), но совершил очень красивый прыжок на 97 метров. Судьи по стилю дали ему высокую оценку за исполнение прыжка. Удачна была и третья попытка Каменского — тоже на 97 метров. Правда, в итоге он уступил первое место Хельмуту Рекнагелю, но и второе было большим успехом нашего спортсмена. Ведь до этого ни один из советских прыгунов не получал серебряной медали на чемпионатах мира по прыжкам.