История развития лыжного спорта в СССР

В первый период развития советского лыжного спорта уровень спортивного мастерства советских лыжников был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Спортивных встреч по лыжному спорту с сильнейшими лыжниками зарубежных национальных команд советские лыжники не имели до 1948 г. Во встречах с представителями Финского рабочего спортивного союза на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. победителями выходили финские лыжники. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев.

В 1927 г. сильнейшие лыжники СССР впервые приняли участие в соревнованиях по лыжным гонкам в Финляндии на празднике рабочего спорта под Гельсингфорсом. Ни один из наших лыжников на дистанциях 30, 50 и 15 км не вошел в первую «двадцатку», а женщины в беге на 3 км не заняли ни одного из первых 10 мест.

В 1928 г. в первенстве Москвы с участием финских лыжников рабочего спортивного союза победу одержали советские лыжники:  среди мужчин — Дмитрий Васильев, а среди женщин — Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места.

В 1928 г. советские лыжники участвовали в соревнованиях I зимней рабочей Спартакиады в Осло (Норвегия). В гонке мужчин на 30 км Д. Васильев занял 2-е место, 5-е и 6-е места соответственно Михаил Борисов (Москва) и Леонид Бессонов (Тула). Среди женщин на дистанции 8 км победительницей была Варвара Гусева (Воробьева, Ленинград), а 4—6-е места заняли соответственно Антонина Пенязева-Михайлова, Анна Герасимова (Москва) и Елизавета Царева (Тула).

Это были первые успехи советских лыжников. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран, и на первенстве СССР 1935 г. под Москвой, в районе ст. Первомайская (ныне Планерная), финские лыжники рабочего спортивного союза, мужчины и женщины, принимавшие участие вне конкурса, вновь оказались сильнейшими, продемонстрировав своеобразные особенности техники попеременного лыжного хода. После этого все спортивные организации повели упорную работу по освоению и совершенствованию техники, что наряду с применением новых отечественных методов тренировки с повышенными нагрузками дало положительные результаты.

В феврале 1936 г. сильнейшие советские лыжники приняли участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам рабочих спортивных союзов в Норвегии и Швеции. В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники, как мужчины, так и женщины, не сумели приспособиться к сильнопересеченным лыжным трассам и выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев — 4-е место.

Спустя два года, на первенстве СССР 1938 г. в Свердловске с участием вне конкурса сильнейших лыжников Норвежского рабочего спортивного союза, советские лыжники-гонщики победили (как мужчины, так и женщины).

Великая Отечественная война, развязанная фашистской Германией, нарушила мирную, созидательную жизнь нашей страны. Советский народ стал на защиту своей Родины.



Большую роль в борьбе за свободу и независимость нашего народа сыграли лыжные отряды бойцов и разведчиков, совершавшие смелые рейды по тылам врага. Многие из них геройски погибли на фронтах Великой Отечественной войны и войны с белофиннами 1939—1940 гг.

Из числа сильнейших лыжников-гонщиков пали смертью храбрых ленинградец Владимир Мягков — чемпион и призер первенства СССР 1939 г. (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); Федор Ивачев из Новосибирска — призер первенства СССР 1939 г. (посмертно награжден орденом Ленина, а его именем названа одна из улиц Новосибирска); москвичка Любовь Кулакова — трехкратная чемпионка и шестикратный призер первенств страны 1937—1941 гг. (посмертно награждена орденом Отечественной войны 11 степени) и др.

В 1948 г. советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии, где впервые встретились с сильнейшими лыжниками мира и добились неплохих результатов. В гонке на 50 км Михаил Протасов (Москва, «Спартак») занял 4-е, а Иван Рогожин (Москва, «Динамо») — 8-е место.

В 1951 г. советские спортсмены-студенты впервые приняли участие в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) и были победителями на всех дистанциях лыжных гонок.

В первом в СССР международном соревновании (январь 1954 г.) в Свердловске с участием сильнейших лыжников Финляндии (среди нйх был олимпийский чемпион Вейкко Хакулинен), Чехословакии и Польши советские лыжники продемонстрировали немалые успехи. Ленинградец Владимир Кузин был победителем в гонке на 30 км и занял 2-е место на 15 км. Команда СССР победила в эстафете 4 X 10 км (Федор Терентьев, Павел Колчин, Владимир Оляшев и Владимир Кузин). А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире.

Советские лыжники участвуют почти во всех крупнейших международных соревнованиях. В 1977 г. Иван Гаранин одержал победу в традиционной сверхмарафонской лыжной гонке на 85,5 км, которая проводится в Швеции с 1922 г. Число участников гонки насчитывало 11 800 человек, в том числе 250 спортсменов из других стран. (В 1974 г. И. Гаранин был в этой гонке вторым, а в 1972 г. 2-е место занял В. Веденин.)

История развития лыжных гонок, как в нашей стране, так и за рубежом, проходила в постоянном стремлении усложнить трассы лыжных дистанций и повысить скорость их прохождения. Это заставляло улучшать снаряжение лыжника (лыжи, обувь, крепления, палки, одежда), повышать качество лыжных мазей, а также совершенствовать технику лыжного бега и методы спортивной подготовки. В летний период с 1959 г. стали использовать новое техническое средство: лыжероллеры, всевозможные тренажеры и др.

Повышению скорости прохождения дистанций в лыжных гонках способствует специальная подготовка лыжных трасс с помощью средств механизации — снеговых машин типа «Буран», обеспечивающих уплотненную накатанную лыжню и плотный снег для упора палками на всем протяжении лыжной трассы. Такие механизмы в нашей стране стали применяться с 1970 г.

На чемпионате мира 1974 г. в Фалуне лыжники отдельных стран впервые применили пластиковые лыжи, более легкие и гибкие, имеющие повышенные скользящие свойства. На зимней Олимпиаде 1976 г. в Инсбруке советские лыжники выступали на таких лыжах. В последующие годы пластиковые лыжи в большом спорте полностью вытеснили деревянные.