Олимпийский прицел: мастерство поддается моделированию

Важной характеристикой, относящейся к области направленности соревновательной деятельности, является уровень ее творчества, или, как говорят, ее творческий потенциал. Перспективы роста мастерства наших теннисистов, разработка и использование перспективных моделей игры, безусловно, самым тесным образом связаны с повышением этого потенциала.

Чем же характеризуется творческий потенциал? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала раскрыть суть игрового творчества, определить, в чем конкретно оно выражается. Такое творчество включает две взаимосвязанные области: поиск оптимальных решений и их практическая реализация.

Первая область — это поиск и в конечном итоге выбор (с учетом соревновательной обстановки и особенностей действий соперников) оптимальных стратего-тактических решений и конкретных средств для их реализации. Допустим, теннисист принял решение придать своей игре в данном матче нападающую направленность. Естественно, возникает вопрос: какими же конкретно действиями целесообразно реализовать это решение? Ведь нападающих действий много и важно выбрать наиболее, эффективные для данного матча, учитывая особенности действий конкретного противника.

Элементы творчества должны органически вплетаться и в сам процесс выполнения двигательных действий, и в комплекс движений, а также в то, что называют поведенческой стороной деятельности. Для этого спортсмен должен владеть разнообразным арсеналом спортивной техники, вариативностью движений, способностью маскировать свои тактические замыслы при ударах, особенно направление ударов, действовать неожиданно для противника. Когда наблюдаешь на тренировке за отдельными игроками и концентрируешь внимание только на нх движениях, то так и хочется воскликнуть: «Вот образец техники!» Однако уже в тренировочной игре на счет и тем более в соревнованиях обнаруживается, что техника не дает нужного эффекта, она прямолинейна и реализуемый с ее помощью тактический замысел соперник легко разгадывает.

Когда речь заходит о творчестве в спорте, вспоминается многократный чемпион СССР первых послевоенных лет заслуженный мастер спорта Н. Озеров. Мне довелось видеть многих ведущих советских и зарубежных теннисистов. Но такого яркого артистического творчества на площадке, каким отличался он, я ни у кого не встречал. Озеров всегда обрушивал на соперника каскад оригинальных тактических комбинаций. Перед ударом спортсмен всем своим видом, начальными движениями сначала умышленно показывал противнику, что готовится направить мяч в одну сторону, но в последний момент вдруг молниеносно «преобразовывал» движения и совершенно неожиданно посылал его в другом направлении. К примеру, излюбленным тактическим ходом Озерова был неожиданный укороченный удар справа. Спортсмен сначала маскировал его под очень острый нападающий удар, прозванный «Катюшей» за его исключительную пробивную силу и на редкость стремительный полет мяча, Готовя этот ход, спортсмен быстро набегал на мяч и энергичным, настроенным на мощный удар видом словно говорил: еще минута — и я смету мяч с площадки. Однако через мгновенье мяч «умирал» у самой сетки на глазах у растерявшегося соперника.

Выражаясь языком футбола или хоккея, можно сказать, что творческая игра Н. Озерова была насыщена финтами. Продолжателем этого творческого направления безусловно можно считать А. Метревели. Ведущие зарубежные специалисты по теннису отмечали, что большие успехи советского спортсмена во многом объясняются его «высоким тактическим интеллектом». Немало творческих задумок и в игре В. Борисова. Однако если говорить об уровне активности и творчества в  игре большинства наших спортсменов, то здесь работы, как говорится, непочатый край.

В чем же причины? Их, к сожалению, немало. Здесь мы и подходим к недостаткам, относящимся к средствам ведения спортивного противоборства, недостаткам, в первую очередь, спортивной техники, ограничивающим соревновательные возможности наших спортсменов. Вот главные из них: технический арсенал беден, в нем, как правило, отсутствуют мощные завершающие удары; техника не дает возможности использовать в игре фактор неожиданности, не приспособлена в нужной мере к быстрому темпу, сложным и разнообразным игровым условиям; уровень точности игры невысокий. Отсюда и низкий потенциал творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6