Это называется — зрелость

Так проиграл Оно. Но ведь интересно и другое: как выигрывал Шахлин? Давайте вернемся с вами в Термы Каракаллы и понаблюдаем, что происходило до того, как Такаси Оно вышел на свои три последних снаряда. А в это время с незримо присутствующим японцем боролись за победу два советских гимнаста, два друга, два киевлянина— Шахлин и Титов.

Зрители следили только за поединком Шахлин — Оно, не придавая серьезного значения другому поединку — Шахлин — Титов. Это был даже не поединок, а скорее «дуэт». Потому что Титов не просто заставлял Шахлина все время быть в тонусе. Он в то же время придавал Борису спокойствие. Шахлин знал: если с ним вдруг что-нибудь случится, с Оно будет бороться такой же классный гимнаст— Титов. Зрители не видели в Титове серьезного претендента на звание абсолютного чемпиона, даже когда тот опережал всех по сумме баллов. Но сам-то Шахлин знал силу своего друга и понимал, что «шутить» с ним нельзя.

Да, по мастерству они были равны. Недаром перед десятым видом они имели одинаковую сумму. Оставалось три вида — конь, кольца, прыжок.

На кольцах Юрий ничем не уступает Борису. На коне он слабее Шахлина, ведь конь — «конек» Бориса. Зато в опорных прыжках Титов — чемпион мира и вполне может выиграть у Шахлина. Так что к финишу они должны прийти вместе. И набрать такую сумму баллов, чтобы она была недосягаемой для Оно.

И вот гимнасты пришли выполнять махи на коне. Конечно, все волновались. Соревнования гимнастов тем и отличаются, что им нужно сделать все, на что они способны, в один подход. И даже то, с каким, настроением ты подошел к снаряду, входит в оценку. Правда, специального пункта правил по этому поводу нет. Но есть в правилах графа «Впечатление». Если ты не понравился судьям или чем-то вызвал у них неприязнь, это неизбежно скажется на оценке.

Но, когда к коню подошел Шахлин, на его лице не дрогнул ни один мускул. Свободно и непринужденно он сделал усиленную комбинацию по сравнению с той, которую выполнял на Мельбурнской олимпиаде, где он победил в этом виде. Очень сложную и трудную концовку — поворот на 360° на конце коня — Борис выполнил в невероятно быстром темпе и закончил «мертвым» доскоком — он буквально прирос к полу.

...Идет Титов. Его упражнение ничуть не слабее, чем у Шахлина. В некоторые моменты он даже превосходит Бориса. Идеальная чистота в работе, манера Юрия держать прямые ноги и оттянутые носки приводит в восторг зрителей. Он заканчивает упражнение сложной «шахлинской» концовкой. Заканчивает блестяще. Теперь — соскок. Вот уже рядом — пол. И вдруг...

Каким собранным должен быть гимнаст! Как нужно ему уметь сдерживать свои чувства! Даже если ты блестяще выполнил упражнение, торжествовать еще рано. Надо еще четко приземлиться. Устоять. Красиво выпрямиться. Повернуться к судьям и зрителям. Спокойно уйти с помоста. И только после этого радоваться или огорчаться.

А у Юрия это произошло в полете. От радости он потерял контроль над собой. Вместо того,- чтобы приземлиться, он делает несколько подскоков и никак не может останов виться.

Вы знаете, что ответил Юрий на вопрос, почему он не устоял?
— Я чувствовал, что здорово сделал комбинацию, и так обрадовался, что запрыгал от удовольствия...

Слов нет, конь —снаряд с норовом, недаром гимнасты называют его КПП — контрольно-пропускной пункт. Попортил он нервы многим и в Риме. Он нещадно сбрасывал с себя претендентов на медали. Можно поэтому отчасти понять радость Юрия, «укротившего» этот капризный снаряд. Но нельзя же раньше времени давать волю своим чувствам!

А в результате судьи, несмотря на безукоризненное исполнение, снизили Титову оценку. Он проиграл Шахлину десятую балла.

...Все гимнасты как гимнасты. Как и положено каждому участнику таких ответственнейших соревнований, каждый из них выступает очень сосредоточенно. Каждый волнуется и переживает, радуется, если получает высокую оценку* огорчается, если допускает какую-то оплошность. И все это написано на их лицах. Но есть один гимнаст, который отличается от всех. Его движения спокойны, размеренны; точны. На каждом снаряде он чувствует себя хозяином; ни одного неловкого движения, ни одной заминки. Шахлин— боец. Это знают все. Но он не просто боец. Своей уверенностью и спокойствием он поражает соперников. Он подходит к снаряду без суеты. Не чувствуется и тени волнения. Он приехал не просто соревноваться, а завоевывать положенное место. «Все могут волноваться, а мне нечего,-— словно говорит он всем своим видом.— Своей тренировкой я уже сделал для победы все, что мог. И теперь должен показать то, что могу». Он знает, что не сорвется (ведь такого не было даже на тренировках!). И поэтому так уверен в себе.

Вот он подходит к снаряду, четко и красиво, как-то особенно, по-русски широко, делает то, что умеет, и покоряет не только судей, но и зрителей. И трибуны сотрясаются от аплодисментов. Потому что завороженные зрители забывают в этот миг, что они болеют совсем не за этого русского  парня, а за японца, и аплодируют, потрясенные силой его мастерства. И так было на каждом снаряде, после каждого выступления Шахлина, даже тогда, когда его комбинация была не слишком оригинальной, потому что эта оригинальность заключалась уже в самой его манере исполнения.

Кольца. Борис снова бесподобен. Он мужественно и целеустремленно борется за десятые и сотые доли балла. Он удостаивается высокой оценки—9,8. Альберту Азаряну, этому «королю колец», Шахлин уступает всего одну десятую балла.

К снаряду подходит Титов. Он показывает интереснейшую произвольную комбинацию. Но главное, что привлекает в выступлении Юрия, — это красивые линии движений. В этом он превосходит даже Азаряна.

Смотришь иногда на гимнаста: хорошо работает. Он и ноги не сгибает, и руки держит прямыми, и голову поднимает где нужно, но законченности, красоты в его движениях нет. А от выступления Юрия получаешь эстетическое удовольствие. И дело не в том, что у него движения отточены до предела. Он делает так, что смотришь на него и думаешь: «Лучше выполнить просто невозможно».

Так работал Титов на кольцах в Риме.

...Уже приближается конец упражнения. Юра начинает выполнять соскок и...
— А-а-х! — прокатывается по трибунам.

...левая рука его безнадежно срывается с кольца.

У многих перехватило в этот миг дыхание. Ткнуться в такой момент головой в Пол ничего не стоит. Но Юрий совершает невероятное: он делает соскок с одной руки. И делает его с таким блеском, что судьи не замечают явного срыва и считают, что это преднамеренный оригинальный соскок.

Как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Но случайно ли то, что Юрий Титов, для которого решающими могли оказаться буквально и сотые доли балла, допускает одну осечку за другой? Давайте разберемся, что произошло с ним на кольцах.

Обычно на поверхности колец накапливается слой магнезии, и она становится шероховатой. С одной стороны, это хорошо, потому что держаться за такие кольца удобнее . С другой стороны — плохо: шершавая поверхность иногда разрывает кожу на ладонях. И вот Юра решил, как говорится, «подстраховаться»: наждачной бумагой он снял этот слой нароста и сделал поверхность гладкой. Уже на четвертом движении он почувствовал, что хват не тот — руки скользят. «С этого момента, пока делал упражнение, все время думал: вот сейчас сорвусь»,— рассказывал он потом.

Эх, Юра, Юра! Ведь ты сделал сразу две ошибки. Зачем ты снимал магнезию? Ведь когда идет борьба за каждую сотую балла, не обращают внимания ни на что, а тебя смутила шершавая поверхность. И еще. Разве ты не знаешь, что есть в спорте закон: если ты боишься сорваться и все время думаешь об этом, ты обязательно сорвешься. Так случилось и с тобой...

Итак, перед последним снарядом разрыв между Титовым и Шахлиным составил пятнадцать сотых балла.

Прыжок. Первым прыгал Шахлин. Ему важно было устоять при приземлении. А раз нужно — значит, он должен и будет стоять. Уж такой у него характер! Он не говорил об этом перед прыжком. Но уже на старте прыжка по его поведению, по его лицу было видно: Борис дал приказ каждой своей нервной клетке, каждому своему мышечному волокну: «Я должен это сделать!» И каждая клетка была ему подвластна. Он прыгнул. И устоял. И судьи оценили прыжок 9,7 балла.

Теперь, чтобы набрать одинаковую сумму с Шахлиным, Титову нужно было получить за прыжок 9,85 балла. Было ли это реальным? Безусловно да. Ведь Титов — чемпион мира на этом снаряде. И однажды, это было во время розыгрыша чемпионата СССР, он получил за прыжок 10 баллов (а, как известно, у нас судят очень строго).

Вот тут-то и выяснилось, что мешает Титову, не менее классному гимнасту, чем Борис Шахлин, выступать в ответственных соревнованиях так же сильно, так же ровно, так же классно. Юра многому научился у Шахлина. У Бориса он взял его технику. И прибавил к ней какую-то присущую только одному Юрию красоту исполнения. Но не смог он пока перенять самого основного — умения показать зрителям и судьям все то, чем он владеет. Словом, не хватает ему «шахлинской» зрелости.

Юра не смог устоять после отличного прыжка. И получил 9,5 балла.

...Нет, это не поражение Титова, он занял почетное третье место в борьбе с выдающимися гимнастами современности. Мы верим, что из напряженного олимпийского Сражения он вышел настоящим бойцом, более опытным, более стойким,— словом, действительно «Шахлиным № 2», как называют часто Титова за рубежом. Ведь еще не было спортсмена, который, минуя все эти осечки, мог бы стать зрелым бойцом, классным спортсменом.