Встреча в Одессе

Тимир Пинегин встретился со своим «звездником» в Одессе, куда яхта была доставлена транспортным судном, и в конце сентября вышел, наконец, на старт гонок на первенство СССР.

В Одессе дул обыкновенный береговой норд-ост силой до пяти баллов, но после первых двух дней гонок так заштормило, что соревнования пришлось прервать и спасать яхты, которых все сильнее било на волне у зюйдовой стенки Практической гавани. Осенний шторм грозно шумел за молом, обдавая спортсменов холодной пеной, а Пинегин жадно всматривался в потемневшее бурное море. По его настроению ему бы не у стенки отстаиваться, а нестись на незарифленных парусах по круговой десятимильной гоночной трассе.

Вот теперь бы помериться силами с сильнейшими рулевыми на могучей атлантической зыби. Но что возьмешь с испанской фирмы, перевозившей из Антверпена в Касабланку советские «звездники»! Ну заплатила она неустойку, ну провезла яхты за свой счет вокруг всей Европы. А пяти гонок, проведенных на первенство Европы, не вернешь. Теперь остается лишь одно: не покладая рук готовиться к встрече со Страулино и другими знаменитыми рулевыми «звездного» класса на XVII Олимпийских играх.

Еще в Хельсинки Тимир Пинегин убедился в том, что не каждому дано быть рулевым. У Страулино, офицера флота, матросом плавал тоже моряк, старший по званию, а на американской яхте у Джона Прайса, столяра с верфи, выпускающей яхты «звездного» класса, матросом был хозяин этой верфи. Ни чины, ни деньги не могли сделать фабриканта и старшего по званию офицера рулевыми, ни тому, ни другому не хватало для этого тех способностей, которыми обладали подчиненные им на суше люди. Хозяевами быстроходных яхт становятся те, кто умеет слить свое мастерство, свою безошибочную морскую интуицию с прекрасным судном, созданным умелыми руками конструкторов и рабочих.

Что же такое морская интуиция? Как рулевому удается угадывать заходы ветра и быстрее других использовать в гонке эти изменения, как ему удается держать в памяти сотни морских примет? Сколько раз приходилось Пинегину отвечать на недоуменные вопросы любопытных. Как же это так, допытывались одни, яхты все построены по однотипным чертежам, условия гонки для всех одинаковы, а выигрывает кто-то один? Почему это ему удается?

Пойди объясни, как это он успевает избирать самый выгодный галс, как умудряется в азарте борьбы все заметить: очень ли зла волна на мелководье, какой силы шквал рябит воду, зайдет ли ветер или удержится? Да разве все перечислишь, разве объяснишь, как приходит победа? А к этому еще надо прибавить и дела совсем материальные — хорошо сшитые паруса, точно проведенная центровка стоячего такелажа, ведь стоит здесь допустить ошибку, и на острых курсах не удержишь руля. А к этому еще надо прибавить вот эти две забытые строчки в технических условиях постройки яхт «звездного» класса. Чего стоит без них самое совершенное мастерство!

Да, в спортивной борьбе, как и во всякой иной, успех решает каждая мелочь. Вот о чем говорят две потерянные строчки. Какое, казалось бы, могут иметь отношение к спорту сугубо технические определения, понятные лишь инженерам-судостроителям о половинной разнице высоты или глубины на шпангоуте шестом? А как дорого стоили они рулевому Пинегину и его товарищам, сколько они отняли у них сил, лет, надежд. Но зато в поисках технической разгадки как глубоко проникли яхтсмены в сущность парусного спорта, где морская интуиция рулевого, его спортивное мастерство, тактическая зрелость тесно переплетаются с мореходными качествами его судна. Пинегин и Миро-хин раскрыли тайну килевой линии «звездника» без помощи фирмы «Олд Гринвич».. Ведь создали же Пинегин с Бутте «Лену-21», не уступившую яхтам фирмы «Олд Гринвич», на которых гоняется Страулино. И сейчас, ведя борьбу за золотые медали на одесском рейде, Пинегин видел, что ходовым качествам его «звездника» уже ни в чем не уступают ходовые качества пятнадцати отечественных яхт, построенных на таллинской верфи  по новым обводам.

Очень усложнилась теперь борьба. Как равные вели с Пинегиным гонки на своих отличных быстроходных судах не только Борис Мирохин, но и Ояр Зилле, и Виктор Скачков, и другие яхтсмены, и хоть и выиграл в седьмой раз Тимир Пинегин первенство страны, но знал, что теперь две найденные строчки работают не только на него. И это радовало его, как радовал налетающий из штилевого безмолвия стремительный шквал.

Много испытаний довелось выдержать Пинегину и Шуткову. Они познали горечь двух поражений — в заливе Порт-Филипп, в дни XVI Олимпийских игр, и в Атлантике, на чемпионате Европы и Северной Африки, но все вперед и вперед манила их за собой эмблема класса морских яхт — красная звездочка.