Под парусом — в бой

На разведку вышел буер яхт-клуба «Водник» под командованием младшего лейтенанта Б. П. Дмитриева. Буер появился у затопленного буксира совершенно неожиданно для врага,— солдаты даже не успели открыть огонь. Зато с буера нескольких фашистов уничтожили пулеметными очередями. Самым же главным результатом разведки было то, что Дмитриев видел установленную на рубке буксира антенну. Враг явно оборудовал наблюдательный пункт, который мог служить и базой для диверсионных действий на фарватере Морского канала. Терпеть такое положение мы не могли. Одна из наших батарей точным артиллерийским ударом уничтожила остатки буксира. Посланный для выяснения его результатов буер обнаружил на льду убитых гитлеровцев.

Буера несли дозорную службу и на трассе Морского канала. Путь в шестнадцать — двадцать километров от Ленинграда до Кронштадта они «пролетали» за десять минут. Однажды лыжный дозор прошел от Ленинграда почти до меридиана Петергофа и обнаружил следы лыжни от занятого врагом южного берега губы к Морскому каналу. И вновь я приказал выслать в разведку буера. Ведь лыжня свидетельствовала, что враг выходит зачем-то на линию Морского канала. Может быть, гитлеровцы пробивают во льду лунки и ставят в них мины? Вскоре это предположение подтвердилось.

Буера из отряда ОВР под командой А. Н. Мацкевича, М. Н. Ермакова и А. А. Кукина начали регулярное обследование трассы Морского канала. Обнаружив во льду лунку, буеристы немедленно доставляли к ней специалистов минной службы флота. В прорубь сбрасывались глубинные бомбы, вызывающие детонацию вражеских мин. Таким образом удалось обезвредить большую часть установленных фашистами Мин и фугасов. Потерь от мин на фарватере Морского канала мы не имели, хотя и были случаи повреждений кораблей. Так, 7 декабря мина взорвалась по носу ледокола «Ермак». Но ледокол остался на плаву и продолжал пробивать во льду путь кораблям флота. Слаженная работа буеристов и минеров флота сорвала планы врага.

Эффективно действовал отряд буеров и на Ладожском озере. Его сформировали в декабре сорок первого специально для работы на трассе Дороги жизни. Как известно, этот единственный путь, связывавший зимой блокированный врагом Ленинград с Большой землей, имел протяженность тридцать пять километров. Трасса отстояла от вражеского расположения всего на шестнадцать километров. Понятно, что все движение по Дороге жизни практически находилось под наблюдением противника. По колоннам грузовиков открывала огонь артиллерия, на них совершала налеты авиация. Нелегко было преодолеть километры от маяка Осиновец до Кобоны...

Командиром отряда буеров на Ладоге стал опытный яхтсмен капитан-лейтенант Иван Иванович Сметании, комиссаром — А. А. Шокин, старшиной — М. А. Михайлов. Из Ленинграда в Осиновец пришли девятнадцать буеров. Среди них были и легкие быстроходные буера, и тяжелые, но зато более вместительные. Семьдесят пять бойцов отряда имели на вооружении винтовки и пулеметы. Отряд разместился в деревне Кокорево и вошел в подчинение начальника ледовой дороги капитана 2-го ранга М. А. Нефедова.

Отряд выполнял разные задания. В обязанности буеристов входило определение толщины льда на трассе, охрана дороги от нападений лыжников врага, обнаружение промоин от снарядов и бомб и предупреждение об этом колонн грузовиков.

Буеристам приходилось также перевозить бальных, обессиленных ленинградцев через Ладожское озеро. И. И. Сметанин рассказывал мне, что пассажиры с понятным сомнением встречали предложение о переезде на Большую землю на «странных сооружениях». Буер со своей треугольной платформой, открытой морозу и ветру, и в самом деле не внушал особого доверия. Очутившись через пятнадцать — двадцать минут в Кобоне, люди не верили, что они уже за пределами блокадного кольца, просили их не покидать...

Запомнился мне и такой эпизод в использовании буеров.

В первых числах декабря из Кобоны в Осиновец вышел обоз из нескольких десятков подвод с мукой. Снега почти не было, лошади скользили на льду, падали, выбившись из сил, и уже не могли подняться. А пустить на лед грузовые автомашины еще нельзя — лед тонок, не выдержит. Тогда И. И. Сметанин вывел на лед все свои девятнадцать буеров. К сожалению, на буер много не погрузишь. Немало рейсов пришлось сделать ледяным яхтам, прежде чем мешки с мукой оказались в Осиновце.

Постепенно лед окреп. По трассе пошли колонны автомашин. Но однажды получилось так, что в результате обстрелов и бомбежек врага на западном, блокадном берегу озера не оказалось бензина. А в Осиновце скопилось несколько десятков машин. В Кобоне их ждали грузы. Выход нашли — решили использовать для доставки бензина буера. Только с их помощью было возможно быстро перебросить через озеро бочки с топливом. Группу возглавил И. И. Сметанин, командирами буеров шли Е. И. Лодкин, М. А. Михайлов, К. И. Александров и В. К. Кочегин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11