Под парусом — в бой

С 1924 года морской всевобуч начал передавать бывшие яхт-клубы профсоюзным и комсомольским организациям. Осенью того же года на территории Речного клуба Ленинградский губернский Совет профсоюзов (ЛГСПС) начал создавать свой яхт-клуб. Он должен был стать самым большим в стране. Начало деятельности яхт-клуба ЛГСПС задержало разрушительное наводнение: в ту осень уровень воды в Неве поднялся выше ординара на три с половиной метра. Известный яхтенный капитан Д. М. Максименко рассказывал мне, что наводнение разрушило многие строения яхт-клуба, повредило главное здание, яхты и боны были выброшены на Елагин остров. Казалось, теперь уже нельзя было ожидать скорого восстановления яхтинга в Ленинграде. Однако, несмотря на ограниченность средств, профсоюзы в короткий срок помогли восстановить разрушенное. С началом навигации, в мае 1925 года, яхты вышли в залив.

В середине тридцатых годов этот яхт-клуб перебазировался в новое прекрасное помещение на косе Петровского острова. Яхт-клуб ВЦСПС «Труд» и сейчас один из главных центров яхтенного спорта в нашем городе. В те же годы получил известность еще один яхт-клуб — «Водник», созданный Балтийским пароходством. Клуб получил хорошую гавань и помещения на Крестовском острове. Кадры свои он формировал в основном из курсантов и преподавателей мореходных училищ. Яхты клуба много плавали и не раз завоевывали призы на гонках. Но надо помнить, что яхт-клубы были не только организаторами парусного спорта, но и центрами оборонной работы.

Оборонная работа и в яхт-клубах, и в других спортивных обществах усилилась с начала тридцатых годов. Это было вызвано обострением международной обстановки, угрозой нападения империалистов на СССР. Наша страна принимала меры к укреплению своих рубежей. Тогда же развернул свою деятельность Осоавиахим — предшественник ДОСААФ. Его ленинградская организация приняла решение о привлечении к оборонной работе на добровольных началах спортсменов-парусников. Инициаторами этого важного начинания стали моряки-балтийцы члены Реввоенсовета Балтийского флота Ф. С. Аверичкин и А. М. Акимов, начальник факультета Военно-морской академии П. А. Трайнин. С помощью начальника штаба Балтийского флота Л. М. Галлера военно-морская секция Осоавиахима создала при крупных предприятиях Ленинграда восемь морских отрядов. Зимой спортсмены без отрыва от производства изучали военно-морское дело, летом ходили в плавания на учебных шхунах «Ганс» и «Карелия». Шхуной «Ганс» командовал замечательный парусник И. П. Матвеев.

При Военно-морской академии, по предложению Л. М. Галлера и ее начальника К. И. Душенова, были созданы специальные двухгодичные курсы. На них в вечерние часы занимались спортсмены-парусники, имеющие дипломы яхтенных капитанов, в том числе и уже упомянутый мною И. П. Матвеев. Программу обучения построили так, чтобы подготовить командиров малых боевых кораблей — сторожевых катеров, катерных тральщиков и т. д. Окончившим курсы присваивались звания флотских командиров запаса.

В период, когда начали работу эти курсы, я как раз учился в Военно-морской академии — поступил туда осенью 1928 года. Хорошо помню, что яхтсмены учились с большой охотой. Интересно было заниматься с ними и преподавателям академии и слушателям старших курсов, которые привлекались к чтению лекций и проведению практических занятий.

Курсы успешно закончили яхтсмены А. П. Киселев, И. П. Матвеев, Б. П. Дмитриев, И. И. Сметанин, Я. И. Чиков, А. В. Курышев, М. Ф. Егоров, М. В. Свердлин, Н. И. Васильев и многие другие. И надо сказать, что труд, вложенный в их обучение, не пропал даром. Яхтсмены — командиры запаса с первых дней Великой Отечественной войны находились в боевом строю. Командуя тральщиками, сторожевыми и десантными катерами, разведывательными яхтами и буерами, они выполняли свой воинский долг.

Но до 1941 года было еще далеко.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11