Способы изменения направления спуска

  • Поворот «плугом» и упором
  • Поворот из упора
  • Повороты на параллельных лыжах. Они являются наиболее совершенными, требуют наименьшего снижения скорости и наименьшей затраты сил и доставляют эстетическое удовольствие как самому лыжнику, так и наблюдающим за ним.

    Есть два способа овладения этими поворотами. Можно изучать их как одиночные повороты, а затем соединять в серии, а можно приступить к освоению серий этих поворотов. Второй способ предпочтительнее.

    Существует большое количество поворотов, отличающихся как по способу входа в поворот, так и по способу ведения лыж в дуге поворота. В первую очередь их можно разделить по радиусу поворота, а следовательно, по назначению. Повороты малого радиуса применяются в слаломе, среднего — в слаломе и слаломе-гиганте, большого — в скоростном спуске и супергиганте.

    По способу входа в поворот различают: повороты прыжком, повороты винтоугловым движением, повороты «с конька», резаные повороты, повороты скругленным соскальзыванием в долину.

    По способу ведения лыж в дуге поворота бывают тормозящие повороты, когда лыжи сознательно ведут со значительным соскальзыванием задников; чистые, резаные повороты — лыжи движутся на кантах, без проскальзывания; коньковые повороты — с середины дуги толчком с внешней лыжи переходят на внутреннюю, стараясь увеличить скорость спуска.

    Любой одиночный поворот условно можно расчленить на четыре фазы: подготовку, вход в поворот, движение по дуге, выход из поворота. При выполнении сопряженных поворотов, то есть таких, которые следуют один за другим без участков прямолинейного движения между ними, фаза выхода из поворота является одновременно и подготовкой к новой фазе входа.

    Подготовка. Выполняются подготовительные движения для разгрузки и создания импульса вращения лыж. Эти движения должны привести лыжи и лыжника в исходное положение для входа в поворот. Исходное положение будет разным для различных способов входа. Так, для разгрузки подрывом необходимо выпрямить ноги и распределить вес тела на две лыжи, а для входа «с конька» следует перенести вес тела на нижнюю лыжу и согнуть ту же ногу.

    Вход в поворот. От того, насколько правильно выполнены движения в этой фазе, зависит выполнение поворота в целом. Выбор способа входа в поворот определяет его крутизну и скорость движения по дуге поворота. В фазе входа последовательно и почти слитно выполняют несколько движений, которые разгружают лыжи, вращают их в направлении поворота и перекантовывают с одних кантов на противоположные.

    Итак, разгрузка лыж, их  вращение и перекантовка — основные элементы входа в поворот.

    Разгрузка выполняется для того, чтобы появилась возможность повернуть лыжи под углом к направлению движения. Это можно сделать, если уменьшить или совсем снять давление лыж на снег. Существует несколько способов, снижающих или совершенно снимающих давление.

    1. Разгрузка разгибанием — сгибанием ног. Она уменьшает давление на снег в конце разгибания и на протяжении всего сгибания; используется в основном для одиночных поворотов среднего радиуса.

    2.       Разгрузка толчком. В конце толчка давление полностью снимается, так как лыжи оказываются в воздухе. Используется для поворотов малого радиуса и в тормозящих сопряженных поворотах.

    3.       Разгрузка сгибанием ног. С началом сгибания давление на снег уменьшается. Если выполнить сгибание очень быстро (подрыв лыж), то можно оторвать лыжи от снега. Применяется в поворотах малого радиуса на крутых участках склона и в сопряженных поворотах с чистым ведением лыж.

    Отметим, что чем тверже и круче склон и выше скорость спуска, тем меньше требуется разгружать лыжи для входа в поворот.

    Способы вращения лыж. Чем более крутой поворот необходимо выполнить, тем на больший угол следует повернуть лыжи при входе в поворот. Для повышения темпа сопряженных поворотов вращают лыжи вокруг середины. Вращение вокруг носков лыж приводит к большему угловому смещению задников, что требуется для выполнения тормозящих поворотов. Вращение вокруг задников используется как упражнение для совершенствования техники поворотов. Приведем наиболее распространенные способы вращения лыж.

    1.       Вращают лыжи усилиями мышц ног в тот момент, когда давление на снег в результате разгрузки уменьшилось или совсем прекратилось. Выполняется это движение довольно легко, поэтому не следует делать очень сильных движений, иначе лыжи повернут на большой угол и начнется не поворот, а боковое соскальзывание.

    2.       В поворотах среднего радиуса для более плавного вращения лыж используют вращение туловища. В этом случае довольно энергично поворачивают туловище в сторону поворота и блокируют мышцы ног. Этим способом передают импульс вращения на лыжи и сразу останавливают поворот туловища, чтобы не потерять равновесие. Если его не остановить, то невозможно принять угловое положение и поставить лыжи на канты. Лыжи в плоском положении соскользнут по снегу, и удержаться от падения будет очень трудно. После передачи импульса вращения на лыжи продолжают усилием мышц ног поворачивать лыжи до нужного угла уже при увеличении давления на снег.

    3.       Винтоугловое движение. Его используют для выполнения поворотов малого радиуса. В момент, когда лыжи меньше всего давят на снег, усилием мышц ног вращают лыжи в направлении поворота, одновременно верхняя часть тела поворачивается ь противоположном направлении и угловым движением лыжи ставятся на канты. Угловое движение состоит из наклона бедер и таза внутрь поворота, а туловища — наружу.

    Перекантовка лыж — это перевод лыж с одних кантов на другие. Для того чтобы лыжи двигались по дуге, они должны быть поставлены на внутренние по отношению к центру поворота канты и прогнуты весом тела. Выполняется это наклоном коленей и бедер вовнутрь поворота, а туловище отклоняется наружу, регулируя общий наклон к центру поворота. Общий наклон необходим как средство сохранения бокового равновесия в поворотах.

    Итак, для входа в поворот необходимо разгрузить лыжи, сообщить им импульс вращения и перекантовать. Развиваемые усилия и амплитуда этих движений зависят от радиуса поворота, состояния снежного покрова, крутизны склона и скорости спуска. Чем меньше радиус поворота, мягче снег, чем более пологий склон и меньше скорость, тем труднее выполнить вход в поворот. Поэтому усилия и амплитуда движений должны быть большими. И наоборот, легче войти в поворот на твердом снегу, крутом склоне и при большой скорости спуска. Однако легкость входа в поворот еще не определяет легкости самого поворота. На большой скорости, на твердом снегу и крутом склоне очень трудно удержаться на дуге поворота: возникают большие центробежные силы, которые стремятся выбросить горнолыжника наружу поворота.