Снова по параллельной лыжне
В конце концов Надя стала чемпионкой «Динамо» и Москвы в эстафете. И эта история могла бы закончиться совсем благополучно. Если бы... Надя правильно меня поняла. Но ей, видимо, показалось, что я злоупотребляю своей тренерской властью, вмешиваюсь в личную жизнь. И вот вызывают меня «на ковер» и: «Вы что же это позволяете себе? Какое имеете право препятствовать созданию семьи?,.» Это я-то, которая столько боролась за спортивную семью! Конечно, все быстро выяснилось, но «звон» уже пошел. Да, формально я, получается, вмешалась в личную жизнь (если это можно назвать вмешательством), но, я думаю, так же на моем месте поступил бы каждый тренер, потому что благополучие личной жизни не должно идти в ущерб жизни общественной. Я уверена, сейчас Надя полностью со мной согласна.
А вот другой пример. С известными лыжниками Г. и А. Юрасовыми. Пришла ко мне как-то Галя перед Новым годом. Так, мол, и так, Алевтина Павловна, мы с Сашей давно дружим, любим друг друга и хотим пожениться, в июне у нас свадьба, мы вас приглашаем... Я не возражала, от чистого сердца дала ей свое «тренерское благословение». Мы с ней все обсудили (она ведь пришла ко мне не только чтобы сделать «официальное заявление», но и посоветоваться). И не было у нас никаких претензий друг к другу.
Конечно, печальные истории, подобные той, что произошла у меня с Надей, могут случиться и с учеником, которого ты воспитываешь и знаешь с детства. Но вероятность этого очень мала (если его действительно воспитывали). Я тут, пожалуй, уточню: не обязательно тренер должен воспитывать ученика с ранних лет и до спортивной зрелости. Начинать работать с новичкам может другой тренер. Но это должен быть твой единомышленник, работающий рядом с тобой, разделяющий твои педагогические взгляды. Причем молодые ребята должны по возможности чаще тренироваться вместе со старшими, с мастерами. В этом случае переход к новому тренеру будет для юного спортсмена естественным и между ними быстрее установятся необходимые для успешной работы доверительные отношения.
И, кажется, у нас наконец появляется такая возможность. Несколько наших воспитанников окончили институт физкультуры и решили готовить для нас смену, работая в детско-юношеской спортшколе. Мы с большой надеждой ждем результатов этой работы. Естественно, бывшим своим ученикам, а ныне товарищам и единомышленникам мы и впредь намерены помогать, делиться с ними своим тренерским опытом.
Из дневника П. К.
5 декабря 1968 года. Москва.
...Вечером приехала Аля после соревнований из Зеленограда. Она бежала 3 км. Наши ребятишки из группы шли 5 км по кругам 3 и 2 км. Н. Томилов спутался и пошел снова 3 км. Аля его достала и обошла стороной. Он не сумел за ней пройти и 100 м. Был восхищен ее ходом и после финиша рассказывал ребятам и девочкам из группы, что он не успел даже как следует заметить, как Алевтина Павловна легко и быстро ушла вперед. Да, это для ребят хороший урок, и они, думаю, больше уделят внимания техническому совершенствованию и и будут внимательнее во время занятий. А ребята пока хорошие!
А. К. В конце 1968 года, продолжая серьезно готовиться к главным стартам сезона, я вдруг поймала себя на мысли, что меня стали неприятно волновать результаты каждого, даже самого незначительного соревнования, каждой контрольной тренировки. Возраст? Но ведь год назад этого не было. А возрастные изменения обычно не происходят внезапно. И я поняла, что это влияние той обстановки, которая традиционно складывается у нас вокруг каждого спортсмена-ветерана (а мне ведь уже стали напоминать о возрасте). Обстановки, в которой ветерану нет времени на передышку (которая бывает так ему нужна!). Обстановки, в которой он постоянно ощущает незримое присутствие рядом некоего строгого «контролера», следящего за каждым твоим шагом и многозначительно покачивающего головой всякий раз, когда ты споткнешься, как бы говоря этим: «Вот видишь, тебе уже пора уходить». И ты уже начинаешь думать не о том, как тебе лучше идти к своей цели, а о том, как бы не споткнуться. «Только бы не споткнуться!..» Эта мысль начинает преследовать ветерана днем и ночью, не давая покоя и отдыха. Неприятное это состояние. Я испытала его.