Характер в спорте

Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион В. А. Васин; начальник Отдела физического воспитания Министерства просвещения СССР В. П. Богословский рассказывают о выдающихся советских спортсменах и тренерах, их пути в спорте.
Главными достоинствами являются идейная направленность повествования, высокие нравственные мотивы, те большие цели и задачи, которые формируют характер подрастающего поколения.

На этот раз вы не услышите звонка, возвещающего о начале занятий; не войдет в класс учитель с журналом под мышкой; не надо будет украдкой поглядывать на часы, мысленно подгоняя черепаший ход минутной стрелки в ожидании перемены... Сегодняшний урок — лично для каждого из вас. А поведет его добрый и мудрый волшебник по имени Спорт. Каждый человек в своей жизни получает множество уроков. Уроков справедливости и добра, честности и мужества. Этот рассказ — об уроках Спорта,  о том, какие качества он помогает воспитывать в человеке.
...Дворец спорта в знаменитых Лужниках. Выступают сильнейшие фигуристы мира. На льду — Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Они танцуют под прекрасный вальс из кинофильма «Берегись автомобиля». И кажется, что спортсмены, сопровождаемые разноцветными стрелами софитов, плывут в невесомости — до того плавны и нежны их движения. И, замерев, смотрят и слушают эту сказку трибуны.
За моей спиной сидят двойняшки — белокурые, голубоглазые, похожие на куклят. Они в одинаковых темно-коричневых платьицах и с одинаковыми синими портфелями. Девочки занимаются фигурным катанием: в перерыве они наперебой рассказывали отцу о своих спортивных успехах.
Перед началом второго отделения папа купил им мороженое. И я чувствую, как это самое мороженое ледяными каплями стекает мне за воротник. Оборачиваюсь. Двойняшки, позабыв обо всем на свете, не отрывают глаз ото льда. А мороженое тает и просачивается сквозь тонкие стенки вафельного стаканчика.
...Бассейн. Вышка для прыжков в воду. Высота 10 метров. Первый прыжок. Причем не сегодня первый, а первый вообще в твоей жизни с этой высоты. Глянешь вниз — дух захватывает. Не покидает ощущение, что если во время полета как-нибудь не так повернешься, то вообще проскочишь мимо ванны с водой.
—       Очень страшно? — спрашивает тренер. Он стоит внизу и, запрокинув голову, с улыбкой смотрит на девочку Олю, которая учится во втором классе и мечтает стать олимпийской чемпионкой.
Я украдкой включаю магнитофон, чтобы записать разговор между учеником и тренером. Коротенький диалог, который потом назову «Не так страшен страх, как его малюют».
Итак:
—       Очень страшно?
—       Нет, не очень,— доносится с высоты. Оля делает два шажка вперед, смотрит вниз, а затем на всякий случай три шажка назад.
—       Оля, твоя бабушка как-то говорила мне, что ты очень смелая девочка и даже не боишься оставаться одна в темной комнате. Но, кажется, все это не так.
. — Нет, так.
—       Тогда давай вспомним, как мы прыгали с пятиметровой вышки. Ведь тебе не было страшно?
—       Не было.
—       Тогда соберись и — три шага вперед. Так, молодец. Теперь — ноги вместе, и спинку выпрямить не забудь. Хорошо. Стоп, а зачем же под ноги смотришь? Так, теперь глубокий вдох, выдох — хлоп! — и тренер громко хлопнул в ладоши.
Оля легонько оттолкнулась и выполнила классический прыжок для начинающих под названием «солдатик». Когда она взобралась на бортик бассейна, то запрыгала на одной ножке и, смеясь, пропела:
—       И ни капельки не страшно. Я, когда летела, даже глаза не зажмурила...
Уроки спорта.
Они ценны не только тем, что научили кого-то играть в хоккей, или впервые уверенно почувствовать себя на лыжне, или довести личный рекорд в прыжках в высоту до одного метра пятидесяти сантиметров, или... В общем, подобных «или» может быть сколько угодно. Но кроме того что спорт помогает стать сильными, ловкими и смелыми, он учит, вернее, преподает уроки истинной дружбы, гражданственности, доброты и красоты.
...В одной из московских школ снимался фильм. Его героями стали ученики пятого класса, призеры Всесоюзных спортивных состязаний «Старты надежд». Класс этот был очень дружным и спортивным. Во всяком случае, не только мальчишки, но и девчонки умели подтягиваться на перекладине.
Шел урок истории. По просьбе кинобригады тема была такой: «Древняя Греция. Олимпийские игры». Пока оператор искал наиболее удачную точку для съемки, режиссер задал классу очень важный вопрос.
—  Представьте себе,— начал режиссер,— что каждый из вас смог бы загадать одно желание, которое будет выполнено. Какое бы вы загадали? Но не забудьте, что желание лишь одно, а на размышление — всего десять секунд.
И вот ответы ребят:
Пусть все люди понимают друг друга...
—       Я хочу, чтобы не было ни одной болезни на Земле...
—       Пусть каждый человек живет столько, сколько он хочет...
—       Пусть всегда будет мир,— сказал очередной ученик, загадывающий желание, и добавил: — Как во время Олимпийских игр в Древней Греции. Тогда ведь все войны запрещались...
Уроки спорта.
О них — это повествование. Вашими учителями и собеседниками станут известные спортсмены нашей страны, чемпионы и призеры первенств мира, Европы и Олимпийских игр. Имена их, конечно  же, хорошо вам известны — Владимир Сальников, Галина Горохова, Андрей Миненков, Ирина Моисеева, Николай Андрианов, Иван Едешко, Ирина Дерюгина, Николай Горелов, Николай Балбоший, Владимир Парфенович. Вы узнаете, какой путь предстояло им пройти, прежде чем удалось взойти на верхнюю ступень пьедестала почета: как приходилось перебарывать себя, свой характер, как в самую трудную минуту приходил на помощь верный друг.
Одним словом, это — рассказ об уроках доброго и мудрого волшебника по имени Спорт.

Вот вы и прошли семь уроков о спорте и спортсменах — людях различного возраста и профессий. Понравилась книга или нет, об этом скажут ваши письма-отзывы.
В каждом из уроков мы стремились раскрыть черты характера спорта. Познакомить с его рыцарями, рассказать о ваших ровесниках — школьниках, уже носящих чемпионские титулы, и с теми из ребят, кто не достиг спортивных высот, но без тени сомнения отдал прекрасному увлечению свой досуг. Мы — это тренер детской спортшколы московского «Динамо» по фехтованию и корреспондент газеты «Советский спорт», некогда сам работавший детским тренером. Знание законов спорта, знакомство с героями этой книги позволили нам в некоторые из уроков входить с собственным «я», вести повествование от первого лица. Вот почему последняя буква алфавита — «я» иногда забегала на страницы.
Может быть, некоторые мысли, высказанные героями, покажутся вам спорными, с чем-то вы не согласитесь. Что ж, в таком случае надо спорить — доказывать и отстаивать свое мнение. Попробуйте сделать это при помощи Спорта. И если вы не увлеклись еще ни одним из его видов, постарайтесь срочно исправить столь досадную ошибку.
Да, чуть не забыли: мальчишки, влюбленные в футбол и хоккей, наверное, здорово обижены на нас за то, что их обожаемым спортивным играм не нашлось места ни в одном из уроков. Но мы сознательно пошли на эту жертву, потому что о футболе и хоккее, о футболистах и хоккеистах уже написано столько всего интересного, что вряд ли мы могли бы добавить к этому что-либо вам неизвестное.
Итак, мы говорим — до свидания. И будем рады, если примеры Спорта помогли вам, ребята, понять самих себя, если они заставили каждого взглянуть на себя как бы со стороны, помогли провести черту между «плохо» и «хорошо», «честно» и «бесчестно» и, самое главное, научили бескорыстной дружбе.

Рекомендуемая литература
Адуевский В. На прицеле — кольцо. М., 1965.
Бобров В. Самый интересный матч. М., 1963.
Викторов В. Вслед за копьем. М., 1972.
Гомельский А. С мячом по странам. М., 1960.
Горбунов В. Подружись с «королевой». М., 1970.
Иванов В. Ветры олимпийских озер. М., 1972.
Иванов Д. Сила сильных. М., 1967.
Кикнадзе А. Обожженные ветром. М., 1972.
Клусов Н., Цуркан А. Стадионы во дворе. М., 1984.
Колесникова Н. Самая красивая. М., 1964.
Кулешов А. Падающие звезды. М., 1970.
Лучшие ...(Очерки о спортсменах). М., 1967.
Мазуров Г. Летящие над водой. М., 1967.
Малкин Ф. Пой, стрела. М., 1966.
Олимпийский огонь. М., 1980.
Салуцкий А. Испытание на верность. М., 1970.
Светов А. Судейский свисток. М., 1968.
Седов А. Твой друг велосипед. М., 1963.
Стариков В. Так начинается спорт. М., 1965.
Юрмин Г. Какая ты, Спортландия? От А до Я по стране спорта. М., 1970.
Филатов Л. Тайны «Золотой богини». М., 1965.
Чернышев Б. Мяч на воде. М., 1966.