Слалом

В разделе теоретической подготовки при анализе динамики сил, действующих на лыжника в повороте, нами были определены условия боковой устойчивости: чем выше скорость и круче дуга, тем больше наклон тела к центру поворота, а это значит тем дальше лыжи от древка по сравнению с туловищем. Если предположить, что траектории центра тяжести  тела у двух спортсменов одинаковы, мы увидим, что путь, проходимый лыжами, будет длиннее у лыжника, скользящего быстрее. Это значит, что надо уметь сокращать эту разницу, иначе выигрыш от скольжения сводится к нулю. Следы от поворотов на плохих, мягких трассах нередко выскабливаются «корытом», создавая своеобразную стенку — контруклон. Надо уметь проходить такие «корыта», что требует определенного мастерства и тактики их прохождения.

Существуют разные варианты прохождения, каждый из них имеет свои положительные и отрицательные моменты. При выборе любого надо уметь сочетать его с последующими фигурами трассы: выход из «корыта» должен обеспечить правильный заход на следующие ворота. Предпочтительнее тот вариант, который дает возможность использовать надежную опору контруклона (рис. 78): прогнутая по нему лыжа осуществляет плоскорезаное скольжение и в конце «выстреливает» лыжника, как из лука, который либо применяет авальман, либо заканчивает поворот коньковым шагом (рис. 79).


Рис. 78. Наилучший вариант прохождения «корыта» — скольжение по контруклону. Хорошая опора с плоскорезаной постановкой прогнутой лыжи сохраняет силы и дает чистоту скольжения
Рис. 79. Мастер спорта Александр Панов использует контруклон в коньковом окончании поворота

Одним из тактических вариантов спуска по слаломной трассе, преследующего цель возможно близкого прохождения к древку, является спрямление поворотов, смещение начала поворотов вверх над обозначенными фигурами. Что за этим кроется? Высокий заход с использованием бокового шага в начале дуги дает запас высоты и позволяет, несколько удлинив дугу, сделать ее плавнее, накатистее (рис. 80 и 81).


Рис. 80. При большом разносе ворот поперек склона (а) целесообразно использование широкого бокового (б) или конькового шага (в) для уменьшения кривизны следующего поворота

Рис. 81. Сопряжения дуг с коньковым шагом обеспечивают высокий заход на ворота

Короче говоря, слаломист должен быстро решать несколько задач, ответ у которых один — возможно лучшее время на финише.

Одиночный поворот на трассе может быть ограничен самыми различными воротами. Простейший вариант — горизонтальные ворота. В них путь слаломиста может варьироваться в пределах всей ширины ворот, если они находятся на середине дуги, и несколько сужается при постановке их в начале или конце дуги. «Верхний» вариант значительно проще «нижнего», так как боковой снос лыж, возникающий в фазе поворота к склону, уменьшает возможности сохранения «теоретического» пути.

Обозначение дуги одиночными вертикальными или косыми воротами так же, как и в варианте с горизонтальными воротами, может варьироваться, однако и вертикальные, и косые ворота могут быть «закрытыми», т. е. проходить их будет выгоднее с обратной стороны, не видимой спортсмену в момент подхода к ним.

Помимо положения ворот относительно дуги нас должен интересовать ее угол. Чем углы поворотов больше, тем трасса в целом оказывается труднее, хотя средняя скорость ее прохождения меньше. Парадоксально, но факт, что на крутых участках склона средняя скорость оказывается меньше, чем на более пологих. На склонах крутизной около 30° повороты совершаются на дугах, близких 100—120°, где угловое смещение задников, не говоря уже об общем боковом соскальзывании лыж во второй половине дуги, заметно снижает скорость. Кроме того, как мы говорили ранее, сцепление лыж со снегом на крутых участках слабее из-за уменьшающейся составляющей силы тяжести, нормальной к склону. По той же причине прогибание лыж и врезание в снег по дуге поворота осуществляются труднее на крутых склонах, чем на пологих. Припомните раздел техники сопряженных поворотов в зависимости от крутизны склона (сдерживающих, нормальных и ускоряющих). Как видите, он полностью отвечает технике поворотов на трассах слалома.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10