Слалом

Стремление судей создать одинаковые условия для всех участников, независимо от стартового номера, приводит ко все более жестким трассам. Стало нормой поливать снег водой и соревноваться на ледяной трассе. Как вести себя на льду? Некоторые специалисты видят решение вопроса в особых приемах амортизации и т. д. А вообще, льда на трассах быть не должно.

Выход, по-моему, следует искать в увеличении гибкости лыж под грузовой площадкой, что позволит резко увеличить давление стального канта и его врезание в лед на малой длине под стопой. Аналогия может быть проведена с коньками. Беговые коньки с длинным прямым лезвием обеспечивают лучшее скольжение с минимальным врезанием в лед; хоккейные коньки имеют выгнутые лезвия — их врезание в лед заметно больше. Фигуристы же, у которых прямых отрезков в скольжении почти не бывает, катаются на коньках с еще более изогнутыми лезвиями и желобом-заточкой для максимального врезания в лед. Так и слаломист — изучив трассу и убедившись в ее «льдистости», должен, по-моему, иметь возможность надеть более мягкие лыжи. Не случайно фирма «Кестле», уже будучи филиалом «Фишера», выпустила специальную гибкую модель «Кестле-лед».

Вообще, современные слаломные лыжи предназначены для работы в экстремальных по нагрузкам условиях. Изучение множества кинограмм и фотографий показывает, насколько разнообразны ситуации, в которых оказывается слаломист. Особенно трудными они бывают на трассах с зернистой структурой фирнового снега, с вкраплениями ледяных комочков. В таких случаях трудно осуществить врезание лыжи и скольжение по дуге получается прерывистым, со скачками по воздуху. Лыжи при этом то прогибаются под нагрузкой, то, наоборот, восстанавливают естественный весовой прогиб. Так, вибрируя и скручиваясь, лыжи испытывают неимоверную нагрузку, а слаломист претерпевает изнуряющую тряску в ногах.

Здесь идет речь не о тех вибрациях лыж, которые мы наблюдаем у слабоподготовленных лыжников, когда у них боковое соскальзывание в повороте преобладает над скольжением, а их слабые мышцы не способны удерживать лыжи на кантах. Нет! Речь идет об асах, обладающих высочайшей техникой, но в силу неравномерности структуры снега их лыжи не могут осуществить плавного скольжения и сцепления со склоном. Скольжение здесь чередуется с соскальзыванием и даже с полетами по воздуху.

И все же ничто не должно выводить хорошего спортсмена из равновесия — кратковременные опоры на палки играют здесь не последнюю роль. Чаще всего помощь тут приходит со стороны внутренней палки, обычно волочащейся по снегу своим штырем. Поскольку в фазе полета не прекращается вращение тела к центру поворота, а центростремительная сила исчезает — с ее исчезновением перестает действовать и центробежная, — лыжник летит по прямой. Тут-то дополнительная опора на палку и помогает.

Можно было бы привести много подобных фактов, но ограничимся одним примером с чемпионата мира-82. Тогда Стенмарк, вынужденный прибегнуть к опоре на руку для сохранения равновесия, потерял драгоценные доли секунды, но не потерял присутствия духа и вышел из трудного положения и завоевал золотую медаль. Этот эпизод еще раз доказывает необходимость ведения борьбы до победного конца, проявляя мужество и волю, вырабатываемые в повседневных тренировках.

Спуски на пределе, на грани риска неизбежны для спортсмена, стремящегося к победе. Предельные отклонения в переднезаднем направлении, мощные подтягивания ускользающей внешней лыжи в коньковом шаге, «оседлание» выскальзывающих вперед лыж, немыслимые пируэты в воздухе с целью восстановить равновесие и прочие полуакробатические приемы — все это входит в арсенал соревнующихся. Приведу случай с чемпионом мира по слалому 1962 года французом Шарлем Бозоном. Закончив поворот поперек склона и почти остановившись, он в резком повороте переступанием развернулся на 90° и, оттолкнувшись палками, вновь ринулся вниз, к победе. И более свежий пример. На одном из этапов Кубка мира Фил Мэйр, запаздывая с выходом из змейки и отставая от лыж, в прыжке резко повернул их под прямым углом с контрвращением туловища и, приземлившись, вновь заскользил, полностью восстановив контроль над лыжами. За ним В. Андреев сделал почти то же самое, однако только почти — он выпустил из-под себя лыжи и, безуспешно пытаясь их догнать, на одном из следующих поворотов вылетел с трассы. Как говорится, застрял в подседе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10