Буксировщик водолазов

Предназначен для проведения подводно-технических и научно-исследовательских работ, масса 85 кг, длина 1,6 м, ширина 0,3 м, высота 0,6 м, скорость до 1,7 узла. Рабочая автономность 3—4 ч. Буксировщик состоит из цилиндрического корпуса, электродвигателя с винтом в насадке и рукояток управления. В верхней части имеется упор для ног, в нижней — опорные салазки. Есть направляющие для аккумуляторных батарей, перемещением которых осуществляется дифферентовка. Корпус защищает аккумуляторы и схему управления от воды.

Движитель — два электродвигателя «Снеток» (подвесные лодочные электромоторы), установленные соосно и связанные друг с другом с помощью зубчатой муфты. Двигатели заключены в общий корпус. Мощность на валу 235 Вт, рабочее напряжение 12 В. Аккумуляторная батарея состоит из десяти сухих щелочных никель-кадмиевых элементов НКГ-110. Применение таких аккумуляторов полностью исключает накопление водорода в прочном корпусе.

Рукоятка управления через контакторы включает или отключает двигатель. В рукоятке установлен сигнальный светодиод, по которому определяют режим работы — разрядки батареи. При падении напряжения до 10,5 В и ниже светодиод пульсирует, это значит, что до окончания работы остается около 30 мин.

Водолаз располагается параллельно буксировщику, держась за рукоятки. Для предотвращения его соскальзывания с буксировщика при выполнении работ обеими руками имеется упор, обхватываемый ногами.

Буксировщик «Текна» фирмы «Аполло-спортс» (США). Масса аппарата 20 кг, длина 0,5 м, аккумуляторы щелочные (напряжение 12 В, емкость 15 А.ч). Плавучесть отрицательная, около 1 кгс. Рабочая глубина до 40 м. Электродвигатель низкооборотный с постоянным магнитом, кпд около 80 процентов. Двигатель и аккумуляторы размещены в корпусе из ударопрочного пластика. В носовой части имеется прожектор с галогенной лампой, в корме — высокоэффективный винт регулируемого шага. Он заключен в гидродинамическую насадку. Изменение шага осуществляется поворотом хвостовика винта, устанавливаемого в одно из девяти фиксированных положений, при этом скорость изменяется от 1,2 до 2,8 узла, а время работы от 140 до 35 мин соответственно. По бокам насадки ручки управления с выключателями двигателя (правая ручка) и прожектора (левая ручка). При отпускании ручек буксировщик обесточивается. Предусмотрена предохранительная муфта, отсоединяющая электродвигатель от гребного винта в случае ударной нагрузки и обеспечивающая последующее сцепление после ее устранения. При этом муфта издает сигнальные щелчки, хорошо слышимые аквалангисту. Статический упор гребного винта 6,8—3,4 кгс.

Аккумуляторы рассчитаны на 200 циклов, Зарядка производится специальным зарядным устройством с двумя режимами работы: нормальная зарядка — 8—12 ч и ускоренная — 2—4 ч. Специальное устройство отключает аккумуляторы (по окончании зарядки) автоматически, что предохраняет их от перезарядки.

При движении аппарат должен располагаться параллельно телу аквалангиста, на уровне груди. Изменение направления движения осуществляется поворотом аппарата за ручки. Превосходная маневренность позволяет использовать этот буксировщик в гротах, пещерах, на плантациях марикультуры.

«Текна» успешно работает на Черном море, на мидийных фермах, применяется для размыва грунта с помощью винта.

Буксировщик водолазов «Текна»

Транспортировщик с подвесным лодочным мотором «Салют». Предназначен для передвижения аквалангиста. Корпус выполнен из пенопласта, оклеенного стеклотканью, окрашен яркой нитроэмалью. На двигатель установлен карбюратор и ручной стартер бензопилы «Дружба». Вертикальный вал подвесного мотора укорочен и на нем смонтированы самодельный водометный движитель и сцепление. Управление осуществляется двумя ручками: правая соединена с регулировкой подачи топлива, левая — со сцеплением. При отпускании ручек сцепление отключается, «газ» сбрасывается и буксировщик останавливается, а двигатель продолжает работать в режиме холостого хода. Вода, использованная для охлаждения цилиндра, через дроссельный клапан подается под гидрокостюм пловца, согревая его. Скорость до 2 узлов, рабочая автономность 4 ч, масса 18 кг.

Простота и транспортабельность описанных транспортировщиков позволяет использовать их в небольших экспедициях хозяйственного, исследовательского либо спортивно-туристического направления.

Спортсменам-подводникам, решившим построить буксировщик самостоятельно, необходимо знать, что хороших результатов можно добиться, применяя низкооборотные электродвигатели с высоким коэффициентом полезного действия, мощностью 300— 500 Вт. Винт желательно сделать регулируемого шага, в защитной насадке. Аккумуляторы необходимо применять герметичные, полностью исключающие накопление водорода в корпусе аппарата.