Малогабаритная компрессорная установка

Техническая характеристика компрессора

Тип — К 2-150. Производительность при постоянном конечном давлении 150 кгс/см2— не менее 1,8 л/мин. Время зарядки акваланга АВМ-1М — не более 7,5 мин. Потребляемая мощность при 1000 об/мин и конечном давлении 150 кгс/см2 — не более 10 л. с. Расход воды на охлаждение — 600 л/ч. Смазка — разбрызгиванием. Масло — МК-22. Расход масла— 50 г/ч. Вес компрессорной установки — 85 кг.

Техническая характеристика двигателя

Тип—ПД-10 двухтактный. Диаметр цилиндра — 72 мм. Мощность при л —3500 об/мин — 10 л. с. Средний расход топлива — 2,3 л/ч. Топливо— смесь бензина А-66 или А-70 с автолом АК-10 (20: 1). Смазка — разбрызгиванием. Охлаждение — водяное. Зажигание — от магнето. Пуск — осуществляется за пусковой шкив шнуром. Вес двигателя с редуктором — 58 кг.

Устройство и работа компрессора

Стандартный тракторный пусковой двигатель типа ПД-10 с редуктором и компрессор высокого давления типа К2-150 смонтированы на раме, сваренной из швеллера № 8 (рис. 1). Двигатель и компрессор соединены между собой четырьмя приводными клиновыми ремнями типа Б. Передаточное число i=1,5. Переносят компрессор на двух металлических прутках, которые вставляются во втулки рамы.
Так как двигатель ПД-10 имеет правое направление вращения, а компрессор К2-150 — левое (если смотреть со стороны привода), то последний был подвергнут переделке. В его шатуне по разъему «стержень шатуна — нижняя головка» была переустановлена на 180° нижняя головка (рис. 2). Этим достигнута нормальная смазка шатунно-поршневой группы компрессора. Кроме того, в водяном шестеренчатом насосе компрессора были переставлены трубопровод подачи воды к насосу и трубопровод подачи воды от насоса к холодильникам компрессора.


Рис. 1. Общий вид малогабаритной компрессорной установки:
1 — компрессор; 2 — двигатель; 3 — кронштейн; 4 — рама.

В двигателе и его редукторе в связи с необходимостью длительного режима работы также произведены доработки. В корпусе двигателя вместо маслозаливной пробки установлен сапун для сообщения внутренней полости редуктора двигателя с атмосферой. Поршневые кольца двигателя заменены на кольца с закрытым замком от мотоцикла ИЖ (рис. 3). Доработана нажимная шестерня (z-59) включения фрикционной муфты в редукторе — сделаны две лыски на диаметре 74 мм и фаска в отверстии диаметром 65 мм (для улучшения смазки шарикоподшипников № 305 и 8109) (рис. 4).

шатун
Рис. 2. Шатун в сборе:
1 — место разъема; 2 — стержень шатуна; 3 — нижняя головка.
установка поршневого кольца

Рис. 3. Установка поршневого кольца:
1 — поршень; 2 — поршневое кольцо.
нажимная шестерня.
Рис. 4. Нажимная шестерня.

В качестве емкости для топлива применен бензобак от лодочного мотора. Для принудительной подачи бензина в карбюратор использован топливный диафрагменный насос от подвесного лодочного мотора, работающего от пульсации давления в полости кривошипного картера. Насос соединен с полостью кривошипного картера двигателя и установлен на корпусе последнего вместо конической пробки.
В системе охлаждения компрессора и двигателя нет радиатора. Вода подается насосом сначала в компрессор, затем на двигатель, а потом идет на слив.
Чтобы избежать попадания выхлопных газов двигателя в компрессор, на входной патрубок компрессора обязательно надевается шланг длиной в несколько метров и его свободный конец кладется с наветренной стороны. Сечение шланга должно быть по возможности большим — 50—70 мм.
Так как воздух, подаваемый компрессором, содержит вредные примеси, он подлежит трехступенчатой очистке — сначала в маслоотделителе, затем в фильтре ОКН (пятилитровый баллон, заполненный активированным углем) и напоследок и емкости с фетром, где задерживаются механические примеси.
Компрессорная установка, о которой здесь рассказано, надежна, проста в эксплуатации, легко может быть перенесена с места на место четырьмя спортсменами.