На Северном флоте

На Северном флоте аварийно-спасательным отрядам не раз приходилось выручать корабли и суда союзников, доставлявших в Мурманск и Архангельск грузы по ленд-лизу.

Бросался в глаза совершенно иной подход к сохранению грузов и кораблей у союзников и у нас. Вот несколько примеров.

В январе 1942 года во время налета авиации противника на Мурманск возник пожар на английском траулере «Нью-Вестминстер сити». В трюмах судна находились боеприпасы, взрыв которых грозил большой бедой. К месту аварии вышел отряд аварийно-спасательной службы. По приходе и швартовке было установлено, что команда и капитан судно покинули, борьба с пожаром не ведется.

Огонь уже бушевал во втором трюме. Борт и палуба раскалились докрасна. С трудом нашли капитана, который сообщил, что в первом трюме 150 тонн тротила, Капитан предложил отвести судно на середину Кольского залива и утопить. Но начальник АСС Северного флота А. Кулагин с этим не согласился. На судно был высажен аварийный отряд. Спасатели подорвали борт у второго трюма толовой шашкой, и тот быстро заполнился водой и охладился. Открыв кингстон в машинном отделении, затопили и его. Судно село на грунт тут же у стенки. Вскоре пожар был ликвидирован, отсеки осушены, разгружены, и судно отправлено в ремонт. Все это делалось без команды судна.

Следовавший в составе конвоя в Мурманск в январе 1942 года английский транспорт «Харматрис» на подходе к Кольскому заливу был атакован подводной лодкой противника. Торпеда разорвалась в первом трюме. Судно лишилось хода, легло в дрейф с дифферентом на нос. Темнота была абсолютная, усиленная снежными зарядами. По сигналу SOS прибыли два судна АСС, высадили на транспорт спасателей, которые подкрепили переборки торпедированного отсека. Затем судно было отбуксировано в Мурманск.

20 марта 1945 года при подходе к побережью Мурманска был торпедирован американский транспорт «Хорас Бушнел», шедший в составе конвоя. Торпеда взорвалась вблизи машинного отделения и вызвала большие разрушения. Транспорт лишился хода, вода постепенно распространялась по отсекам. Команда покинула его, и к моменту подхода спасательного судна на нем не было даже капитана. Спасатели на незнакомом судне быстро организовали борьбу за его живучесть, затем отбуксировали транспорт в одну из бухт Мурманского побережья, где подкрепили переборки и откачали воду. Судно и груз были спасены.

До последней возможности боролись за живучесть своих кораблей советские моряки.

Транспорты «Донбасс» и «Азербайджан» в составе конвоя PQ-17 подверглись многократным атакам подводных лодок и авиации. В «Азербайджан» попала торпеда, и возник большой пожар. Но советские моряки мужественно боролись за живучесть своих судов, отбили все атаки, привели оба транспорта в Архангельск.

Теплоход «Старый большевик» из состава конвоя PQ-16 в мае 1942 года подвергся ожесточенным атакам фашистской авиации. За трое суток экипаж отбил 47 налетов вражеских самолетов. На судне в качестве груза была взрывчатка, и от разорвавшейся бомбы возник большой пожар. Командир конвоя предложил экипажу советского судна перейти на одно из судов союзников, но моряки отказались. Героическими усилиями они потушили пожар и доставили транспорт вместе с грузом в порт назначения. За беспримерный подвиг в бою теплоход «Старый большевик» был награжден орденом Ленина, а его капитану И. Афанасьеву, первому помощнику М. Петровскому и рулевому Б. Аказенок присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Вспомним пример героизма советских моряков танкера «Советская нефть», спасших еще до войны, 16 мая 1932 года, 437 человек с горящего французского лайнера «Жорж Филиппар».

В этот день танкер следовал с недегазированными танками по обычному маршруту (Дальний Восток — Черное море). Была штормовая погода. Ничто не предвещало беды, как вдруг на мостик поднялся радист с телеграммой SOS и координатами места аварии. Капитан А. Алексеев изменил курс и на самом полном ходу последовал к аварийному судну. Подойдя на дистанцию видимости, экипаж танкера увидел горящий французский пассажирский лайнер. Картина была ужасная. Судно было объято пламенем, спасательные мероприятия не развернуты, хотя поблизости были еще суда. Люди прыгали за борт и тут же тонули. Советский капитан понимал, что он командует танкером, которому и с дегазированными танками приближаться к горящему судну запрещено. Однако он решился, сблизился с горящим лайнером, развернул спасательные работы и спас всех, кого еще можно было спасти. Кроме нашего танкера, никакое другое судно на этот подвиг не решилось. Весь мир восторженно рукоплескал советским морякам. Впервые в мировой практике мореплавания громадный маломаневренный советский танкер выполнил роль спасательного судна. В любую минуту он мог сам взорваться, капитан это знал, но вполне сознательно пришел на помощь погибающим.

Французское правительство наградило экипаж танкера медалью «За спасение погибающих», а на Родине, в Туапсе, он был награжден золотым знаком Союзвода, Почетной грамотой и премирован судовой библиотекой.

Военные моряки, в том числе и спасатели, и сегодня готовы в любую минуту с честью выполнить свой долг.

Моряки танкера «Советская нефть» спасают людей с горящего лайнера «Жорж Филиппар».

С картины художников В. Дыгало, Н. Нарбекова.