Обработка цветных обращаемых пленок

Гораздо сложнее повышать чувствительность цветных обращаемых пленок. Известные нам способы повышения их чувствительности основаны на изменении времени черно-белого и цветного проявления. Состав проявителя для обработки пленок типа ЦО-1, ЦО-2 и «Агфаколор» приведен А. Лодкиным в сборнике «Спортсмен-подводник» № 13. Указанным им способом удается повысить светочувствительность материала в 4—6 раз. Однако при этом наблюдается смещение цветового баланса в область теплых тонов.

Недостатком пленок с низкотемпературным режимом обработки, особенно широких, является малая цветовая насыщенность и преобладание пурпурно-лиловых тонов изображения. Как указывает Д. Стародуб («Советское фото», 1972, № 3), подобные нарушения цветового баланса являются чаще всего следствием несовершенства процесса обработки или слишком длительного хранения пленки, в результате чего уменьшается выход желтого красителя в эмульсионном слое.

Нарушение цветового баланса можно избежать промывкой пленки после первого черно-белого проявления в растворе бромистого калия. Для пленки UT-16, если до конца ее срока хранения осталось 10—12 месяцев, необходима концентрация 2—2,5 г/л бромистого калия, для пленки с истекшим сроком хранения—5—6 г/л. При этом несколько изменяется и технология промывки: пленка промывается 10—15 мин, причем раствор за это время нужно 2—3 раза сменить. Затем пленка промывается обычным способом в проточной воде.

Известное влияние на цветовой баланс оказывает природа цветного проявляющего вещества. Применение в проявителе диэтилпарафенилендиаминсульфата (ЦПВ-1 или Т-СС) приводит к несколько холодным тонам изображения, использование этилоксиэтилпарафенилендиами и сульфата (Т-32) способствует появлению преимущественно теплых тонов. С целью увеличения насыщенности голубых, зеленых и синих цветов промывку пленки после фиксирования прерывают через 10 мин, и пленку на 4— 8 мин погружают в раствор буры (8—12 г буры на 1 л воды). Далее промывка ведется обычным путем.

Кроме стандартных способов обработки пленок типа «Орвоколор» в практике подводной съемки хорошо зарекомендовал себя разработанный НИКФИ метод, при котором быстро портящийся амидоловый проявитель заменяется метолгидрохиноновым. Суммарное время обработки по этому способу — 51 мин. В нашей практике подводной съемки лучшие результаты были получены при измененной рецептуре первого проявителя и добавлении останавливающего раствора. Рецептура используемых растворов следующая.

Первый проявитель: метол — 2 г; гидрохинон—8 г; сульфит натрия безводный — 40 г; поташ — 80 г; бромистый калий — 6 г; роданистый калий — 1,5 г; сернокислый калий — 4 г; вода — до 1 л.

Останавливающий раствор: уксуснокислый натрий — 30 г; уксусная кислота (ледяная) — 5 мл; вода — до 1 л.

После 8-минутного проявления при 18±0,25°С и полуминутной промывки пленка опускается на 3 мин в останавливающий раствор. За последующими промывками и засветкой следует стандартный режим обработки для этих пленок.

В последнее время, большое распространение приобрели пленки с высокотемпературным режимом обработки (ЦО-22Д, ЦО-32Д, «Орвохром» и др.), позволяющие получить хорошее цветовоспроизведение и имеющие значительные возможности в изменении чувствительности, контрастности и цветового баланса диапозитива. К тому же для этих пленок характерны стабильность качества изображения и значительно меньшая величина регрессии скрытого изображения. Все это сделало их популярными у любителей подводной фотографии.

Цветные обращаемые пленки имеют малую фотографическую широту, что требует тщательного экспонирования и строгого соблюдения режима проявления, рекомендованного заводом-изготовителем. Всякое отклонение от рекомендаций может вызвать разбаланс по цвету, изменение контрастности и чувствительности. Тем не менее качество цветного изображения можно изменить в желаемом направлении, только активно вмешиваясь в режим, обработки. Что и как для этого нужно сделать?

Известно, что первое черно-белое проявление является наиболее ответственным. Без существенного ухудшения качества цветного изображения можно повысить чувствительность эмульсии до 8 раз путем изменения температуры обработки и увеличения времени проявления в черно-белом проявителе. Для этого рекомендуем пользоваться номограммой, показанной на рис. 1 («Советское фото», 1974, № 2). Левая шкала номограммы — температура черно-белого проявителя, средняя — изменение светочувствительности фотоматериала, правая — время обработки в черно-белом проявителе. Порядок работы с номограммой следующий: варьируя температуру черно-белого проявителя и зная необходимую кратность увеличения чувствительности, получают требуемое время обработки пленки в черно-белом проявителе. Номограмма удобна в работе, позволяет оперативно вмешиваться в изменение чувствительности материала. Однако следует учитывать, что повышение светочувствительности до 6—8 раз одновременно увеличивает контрастность изображения и ведет к смещению цветового баланса в область теплых тонов, а уменьшение времени проявления дает преобладание холодных тонов.


Рис. 1. Номограмма показывает, как увеличивается чувствительность пленки в зависимости от температуры проявителя и времени проявления.

Морская звезда и морской еж (Японское море).

Перед объективом.

Изменением режима проявления можно достичь не только изменения светочувствительности и контрастности, но и смещения цветового баланса позитива. На цветовой баланс можно также воздействовать, несколько изменяя состав черно-белого и цветного проявителей. Известно, что наибольшее влияние на цветовой баланс оказывает присутствие ионов йодида и роданида в черно-белом проявителе. Добавление йодистого калия особенно целесообразно при обработке цветных обращаемых материалов с прошедшим гарантийным сроком хранения. Верхний эмульсионный слой в этих случаях склонен к вуалированию в большей степени, чем остальные слои, а присутствие роданида калия повышает светочувствительность.

Для выявления качественного и количественного воздействия йодистого и роданистого калия на цветовой баланс, контрастность и чувствительность обращаемых материалов нами был изготовлен тест-объект с логарифмической серой шкалой и цветной шкалой (голубой, желтый и красный цвет) для контроля выхода красителей на пленке. Тест-объект был отснят с различными выдержками на пленку «Орвохром» UT-18. Затем фотопленку разрезали в темноте по шаблону и каждый кусок промаркировали. Составив концентрированный раствор черно-белого проявителя без роданистого и йодистого калия, разлили его в бачки и уже в них потом добавляли запасные растворы роданистого и йодистого калия в таких количествах, чтобы содержание йодистого калия в растворах бачков равнялось 0,002; 0,004; 0,008; 0,016 г/л, а роданистого калия — 1,5; 2,5; 3,5 г/л. После этого в бачки одновременно погрузили отрезки отснятой пленки. Проявление проводилось при равномерном перемешивании. Потом все пробы погрузили в останавливающий раствор, промыли, засветили и склеили. Дальнейшая их обработка шла обычным путем.

Все участки тест объектов на проявленных кусках были фотометрированы (микрофотометром МФ-2). Построенные кривые показали, что содержание йодистого и роданистого калия влияет на светочувствительность и цветовой баланс материала, а йодистого калия — на контрастность изображения. Полученные результаты были сведены в номограмму (рис. 2). На ее левой шкале указано содержание роданистого калия, на центральной — кратность изменения чувствительности по сравнению с нормальной, на правой — содержание йодида. Как видно из номограммы, при изменении содержания роданистого калия от 1,5 до 3,5 г/л и йодистого — от 0,002 до 0,01 г/л светочувствительность фотоматериала может колебаться от 0,4 до 2,4 единицы. Если содержание йодистого калия в растворе составляет более 0,01 г/л, влияние его на светочувствительность резко меняется, но эти данные нам обобщить не удалось.


Рис. 2. Увеличение чувствительности пленки в зависимости от содержания в проявителе роданистого и йодистого калия.

Номограмма позволяет по двум известным параметрам найти третий. Так, если в проявителе содержится роданида калия 1,5 г/л, а йодида калия 0,004 г/л, то светочувствительность пленки составит 0,7 от номинальной. Заранее зная необходимую кратность изменения чувствительности, можно найти требуемую концентрацию компонентов. При этом нужно учитывать, что количество йодистого калия е проявителе сказывается и на контрастности (рис. 3), а так как для подводных съемок чаще всего требуется наибольшая контрастность, то повышение чувствительности за счет уменьшения содержания йодистого калия в растворе достигать нежелательно.


Рис. 3. График зависимости коэффициента контрастности от содержания в проявителе йодистого калия.

Изменение содержания роданида и йодида калия в проявителе приводит также к смещению цветового баланса диапозитива. Из номограммы рис. 4 видно, что с увеличением концентрации йодистого калия возрастает насыщенность теплых цветов. Такое воздействие йодида объясняется его влиянием на процесс проявления верхнего слоя материала, который тормозится при росте концентрации йодистого калия. В результате после цветного проявления образуется большое количество желтого и красного красителей.

Повышение содержания роданистого калия в первом проявителе приводит к относительному росту выхода голубого красителя. Это объясняется большим увеличением светочувствительности верхних слоев, в результате чего после цветного проявления снижается выход желтого и красного красителей.

Как видно из приведенных номограмм и графиков, изменение содержания роданида и йодида в первом проявителе приводит к одновременному изменению светочувствительности, контраста и цветового баланса фотоматериала. Поэтому в практике подводного фотографирования необходимо выделить факторы, действие которых позволит получить более высокое качество цветного диапозитива.

Например, необходимо повысить контраст и сместить цветовой баланс пленки в область теплых тонов у нормально экспонированного фотоматериала. Пользуясь графиком (рис. 3), выбираем содержание йодистого калия, равное 0,01 г/л. Коэффициент контрастности после окончательной обработки будет равен 1,9. По номограмме рис. 2 определяем, что при нормальном содержании роданида светочувствительность упадет до 0,9 от номинальной. Однако для больше го смещения цветового баланса в область теплых тонов рационально выбрать содержание роданистого калия 1,5 г/л, что уменьшит светочувствительность до 0,45 от номинальной, но приведет к наибольшему выходу желтого и красного красителей (рис. 4). Затем по номограмме рис. 1 определяем условия, при которых светочувствительность может быть повышена в 2,2 раза (например, удлинением времени проявления при 25° С до 13,5 мин. Это приведет к еще большему повышению контраста и насыщенности теплых тонов.


Рис. 4. Изменение цветового баланса в зависимости от содержания в проявителе йодистого и роданистого калия.

В заключение хотелось бы отметить, что есть и другие способы воздействия на качество фотоматериалов, например контратипирование.

Все количественные результаты для цветных обращаемых пленок получены на наиболее распространенной пленке Т-18, которая, на наш взгляд, наиболее подходит для целей подводной фотографии.