Освещенность, кинопленка, экспозиция...

Дело в том, что рано или поздно, шлифуя свое мастерство, вы уже не будете довольствоваться 8-миллиметровой пленкой, а также только короткофокусным объективом, дающим возможность снимать без наводки на резкость, но позволяющим извлекать при этом из бесчисленных возможностей отображения жизни моря только мелкомасштабные кадры близкорасположенных предметов, хотя и с значительной глубиной резкости фонового пространства (поэтому такие объективы зачастую вообще не имеют механизма для фокусировки). Фильм, отснятый таким объективом, не может иметь полного набора кратностей изображения. Его «язык» имеет как бы ограниченный «словарный» запас. Такой фильм, даже при исключительных сценарно-драматургических, технических и «экзотических» ухищрениях, будет страдать однообразием изобразительных приемов и не сможет удержать зрительского интереса более чем на 3—4 минуты.

Рано или поздно, в поисках выразительности киноязыка, наилучшего изобразительного воплощения своей идеи, сценария фильма, вы обратитесь к 16-миллиметровой кинокамере и трансфокатору — объективу с переменным фокусным расстоянием, который не только расширит вашу образную палитру и технические приемы, но и значительно сэкономит вашу энергию и запас воздуха при необходимости погони за стремительно уходящим объектом...

Нет, догнать, к примеру, серебристую стаю кефали невозможно, но проследить некоторое время ее удивительную, строгую организацию, отметить мгновенность изменения курса всей стаи сразу, подметить ее ведущего — все это возможно с помощью кинокамеры «Красногорск-2», а лучше — «Красногорск-3», конечно, при условии создания для нее технически грамотного, удобного бокса...

Поверьте, это — не так уж и трудно. Примеров тому — достаточно. Все лучшие подводные фильмы, дипломированные в Таллине на фестивале «Морская звезда — 84», все лучшие фильмы, показанные в апреле 1985 года в Москве на Всесоюзном фестивале любительских фильмов, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, были сняты камерой «Красногорск», предназначенной квалифицированным кинолюбителям, участникам различных экспедиций.

«Красногорск-2»: зарядка пленки — кассетная, емкость кассеты — 30 м; пружинный двигатель одной заводкой протягивает 5 м пленки, как с односторонней, так и с двусторонней перфорацией; собственный объектив «Метеор-5-1» имеет переменное фокусное расстояние 17—69 мм и относительное отверстие 1 : 1,9; объектив фокусируется по матовому стеклу на расстояниях от 2 м до бесконечности, для съемок ближе 2 м применяется насадочная линза; обтюратор — зеркальный; механизм обеспечивает съемку с частотами 8, 12, 16, 24, 32, 48 кадров в секунду, а также — покадровую, при которой выдержка соответствует времени экспонирования — частоте 24 кадра в секунду. Экспонометрическое устройство действует при различных условиях освещения, обеспечивает полуавтоматическую установку экспозиции, стрелка гальванометра, видная в визирующем устройстве, устанавливается в заданное положение изменением диафрагмы объектива.

Размеры  кинокамеры 20X6X16 см, масса — около 3 кг.

«Красногорск-3»: отличается от предыдущей модели бобинной зарядкой кинопленки с полуавтоматической заправкой в лентопротяжный тракт и сопутствующими этому конструктивными особенностями, имеет дополнительную насадочную линзу с фокусным расстоянием 1734 мм для съемки близко расположенных предметов.

Уже выяснены причины, исходя из которых предпочтительнее брать для подводных съемок не только более контрастную, но и более светочувствительную кинопленку. Выше мы приводили таблицы, достаточно характеризующие основные параметры цветных кинопленок общего использования. Попробуйте теперь сравнить единицы их светочувствительности и коэффициент контрастности, и вы убедитесь, что менее чувствительные цветные материалы обладают большей контрастностью, и наоборот. Как найти «золотую» середину? Возникают трудности выбора, которые зависят и от характера предполагаемой съемки и от ее условий — стремительное передвижение объекта, съемка в подводном гроте, на пределе освещенности, необходимость устранения или сохранения фона, к примеру отвесной скалы, которая может служить как дополнительным источником освещения, так и наоборот. Конечно, и точку съемки, ее ракурс, ее часовое время, видимость под водой, относительность волнения поверхности и прочее также необходимо брать в расчет, но выбор, о котором мы говорим, всегда решается предварительной экспозицией — более-менее точным измерением яркости объекта съемки или его модели на фоне или в среде, где объект может появиться на достаточном для фиксирования расстоянии. Такое измерение необходимо для более-менее точного определения диафрагменного числа объектива вашей кинокамеры с учетом светочувствительности применяемой кинопленки. Вот тут-то и выясняется предел выдержки и возможность повышения коэффициента контрастности, т. е. осуществляется предварительный выбор наиболее эффективной кинопленки...

Кстати, ее эталонную эффективность желательно проверять заранее — экспозиционной пробой нескольких метров рулона или однотипных катушек. Изготовление пробных изображений, особенно просроченных пленок, необходимо проводить не только для выяснения их истинной свето- и цветочувствительности и других характеристик, но и в случае предполагаемого проведения съемок сложного донного ландшафта с перепадами освещенности, в расселинах скал, гротах и т. п.

Страницы: 1 2 3