Автобусом по стране

Конечно, теплоход способен принять в свои каюты до семисот туристов разом, и этим он выгодно отличается от автобуса, вместимость которого раз в двадцать меньше. Даже самый внушительный по габаритам «икарус» может «взять на борт» всего 32 пассажира. Да и для комфорта в автобусе особого места не предусмотрено — он, как говорится, не резиновый. Зато достаточно гибок в передвижении по маршруту. Автобус доберется по проселку до лесного озера, поднимется по серпантину на высокую гору, займет место на пароме, да и в остановках своих он независим от пристани: захотелось туристам полюбоваться красочным пейзажем — тут же и съехал на обочину шоссе.

Существуют маршруты чисто автобусные, когда колесный транспорт является для туриста основным средством передвижения. Один из самых популярных среди них — Крымский. В планах Центрального совета по туризму он числится под номером 21. 8 прошлом году по нему путешествовало без малого 12 тысяч человек! Есть много желающих, особенно из тех, кто попал на юг впервые, не только провести отпуск на одном из крымских курортов, но и осмотреть достопримечательности остальных-. Маршрут № 21 и дает такую возможность. Из двадцати дней путешествия два вы проведете в Симферополе, восемь — в Алуште, шесть — в Ялте. Закончится маршрут четырехдневным пребыванием в городе-герое Севастополе. Стоимость путевки — 70—75 рублей. (Кстати, в сравнении с тем же теплоходом путешествие на автобусе обходится вам относительно недорого.)

Популярны у желающих провести свой отпуск на юге и 20-й маршрут — по Южному берегу Крыма, 45-й — Закавказский (Баку—Ереван—Севан—Иджеван—Тбилиси—Кутаиси—Батуми), 47-й — по Северному Кавказу (Кисловодск—Пятигорск—Нальчик—Орджоникидзе), 61-й, 62-й и 63-й — по Армении и Грузии, 81-й — по Черноморскому побережью от Краснодара до Аше, 121-й — по Армении и Азербайджану, 126-й — по Азербайджану и Грузии, 127-й — от Каспийского до Черного моря.

Хорошее впечатление о поездке останется и у тех, кто отправился в автобусное путешествие по благоустроенным и живописным дорогам Прибалтики. С Эстонией знакомит вас 167-й маршрут. Готическую архитектуру эстонской столицы, ее будто перенесенный из средневековья Вышгород на четвертый день путешествия сменят хвойные леса Аэгвийду, прозрачные озера, разделенные каменистыми грядами ледникового происхождения; потом будет древний университетский Тарту и, наконец, в Пярну — прекрасные пляжи Рижского залива.

Рига—Стрелниеки—Кандава—Вайвари — таким, путем следует автобус, совершающий путешествие по Латвии (маршрут № 95).

«Стрелниекс» — по-латышски «стрелок». В память о легендарных латышских стрелках названы турбаза «Стрелниеки» и колхоз, на территории которого она расположена.

Мы обратили ваше внимание лишь на один из пунктов маршрута, но он как бы вобрал в себя облик Латвии с ее героическим прошлым, сосновыми лесами и быстрыми реками, зажиточными хозяйствами, с ее гостеприимным и трудолюбивым народом.

А еще есть автобусные путешествия по Псковской земле, связанные с посещением пушкинских мест (маршруты № 14, 196, 256), по Казахстану и Киргизии (маршруты № 68 и 69, которые дадут вам возможность провести пять дней на озере Иссык-Куль), по древним городам России, и, конечно же, сейчас, в преддверии славного столетнего юбилея со дня рождения Владимира Ильича Ленина, вас не могут не заинтересовать поездки по ленинским местам Карельского перешейка (маршруты № 194 и 195).

Все перечисленные выше маршруты мы назвали чисто автобусными. Но это, конечно, не значит, что по прибытии в тот или иной пункт вам не предстоят пешие экскурсии, вылазки в лес и в горы, а иногда и небольшие походы, как говорится, без помощи колесного транспорта. Собственно, подобное сочетание и составляет смысл путешествия на автобусе. Хотя за вами оставлено право не пускаться в пешие странствия, если они кажутся вам слишком утомительными, и дождаться своей группы на базе.

В последние годы все большее распространение получают так называемые комбинированные путешествия, в которых передвижение на автобусе занимает лишь часть всего пути до места назначения.

Если чисто автобусный маршрут не связан с большой физической нагрузкой и поэтому доступен даже людям слабого здоровья и пожилого возраста, то в данном случае перед тем, как покупать путевку, вам необходимо объективно оценить свои силы: «А по плечу ли мне это?»

Действительно, возьмем, к примеру, маршрут № 43 по Военно-Сухумской дороге. В прошлом году по нему проехали (а может быть, прошли?— тут не сразу подберешь нужное слово) 6 тысяч человек. Во всяком случае, путешествие начинается 23-километровым пешим переходом вверх по берегам рек Теберды и Аманауза до Домбайской поляны. Здесь туристы проводят четыре дня. За это время они совершают однодневные походы к Чучхурскому водопаду и на Алибекский ледник. На пятый день путешественники покидают Домбайскую поляну и по Гоначхирскому ущелью тропой, вырубленной в скалах, направляются к Северному приюту Клухорского перевала. На этот раз переход составляет уже 27 километров. Но самый трудный участок пути — дорога через гранитные скалы возле Клухорского озера и снежное поле перевала — еще впереди. От Северного до Южного приюта — около 30 километров...

А дальше — автобусом. 100 километров до самого Сухуми. Но, заметьте, это — после того как почти полдороги пройдено пешком. Позади — водопады и альпийские луга, непроходимые леса с деревьями в несколько обхватов, горные реки и ледники, впереди — шестидневный отдых на черноморских пляжах.

Двадцатидневное путешествие по Военно-Сухумской дороге — не самое сложное из комбинированных путешествий. И все-таки, чтобы оно доставило удовольствие, а не было в тягость, тем, кто решился на него, дается возможность уже в Теберде — начальном пункте маршрута — подготовиться к трудностям, которые встретятся в пути. Здесь, на базе, обладатель путевки овладевает техникой движения в горах по скальным и травянистым склонам, получает навыки в организации привалов, переправ через горные реки.

О том, что комбинированные маршруты не отпугивают, а чаще всего именно своей сложностью привлекают путешественника, говорят цифры.

В прошлом году более четырех тысяч человек преодолели маршрут № 42 (по Военно-Осетинской дороге), более двух тысяч — маршрут № 44 (через Рокский перевал), три тысячи путешествовали по 46-му, Эльбрусскому маршруту, полторы тысячи — по 297-му, Донгуз-Орунскому (из Нальчика в Сухуми). Кстати, последние, кроме автобуса, имели возможность воспользоваться самым редким, должно быть, видом транспорта — канатно-кресельной дорогой.

Есть комбинированные маршруты и в Карпатах. Правда, пока их меньше, чем на Кавказе. Может быть, потому, что сами Карпаты многим путешественникам не кажутся столь экзотичными. Что, дескать, за горы, если самая высокая — Говерла — имеет всего лишь 2058 метров, в то время как не такой уж сложный для Кавказа Клухорский перевал находится почти на трехкилометровой высоте!

Все это так. Но не потому ли на том же Карпатском комбинированном маршруте № 53 (от Ясиней через Усть-Черную, Синевирское озеро, Воловец до Мукачево) автобусом преодолевается лишь пятая часть пути? И если за две недели по Военно-Сухумской дороге туристы проходят 90 километров, то здесь, в Лесистых Карпатах, за то же время — вдвое больше. А горы есть горы. Пусть нет в Карпатах островерхих вершин, непроходимых ущелий, могучих хребтов, зато смена гор тут чаще, чередование их разнообразнее. Так что неизвестно, кому приходится труднее.

...Итак, вы собрались в путешествие. Самолет помогает вам выиграть время в пути, теплоход окружает комфортом, становится на весь отпуск вашим домом; автобус быстро покрывает расстояния и при этом не лишает вас возможности практиковаться в пешей ходьбе.

Так какой же из видов транспорта вы предпочтете?