Парусный плот «Юкагир»

Многие туристы-водники используют плот, управляемый с помощью носовой и кормовой греби, только для путешествия по горно-таежным рекам. Обычно сплав начинается на участке, где река имеет скорость около 8 км/час, и заканчивается через 300—400 км, когда река становится полноводной и широкой, а скорость течения ее уменьшается до 1,5—2 км/час. Наиболее важная характеристика плота при таком путешествии — управляемость, так как хорошо управляемый плот позволяет успешно преодолевать разнообразные препятствия — пороги, шиверы, перекаты. Если такой плот дополнить парусным вооружением, то он окажется пригодным для путешествий и в нижнем, более спокойном, течении рек, а также по озерам.

Чтобы вооружить плот парусом, надо на расстоянии 1/3 длины плота от его носа установить мачту-бипод и укрепить ее с помощью штагов и бакштагов так, как показано на рисунке. Высота мачты не должна превышать длины плота. Штаг закрепляется за переднюю подгребицу, а бакштаги — за концы кормовой ронжины. Основания обеих полумачт также надежно закрепляются. Мачта-бипод позволяет свободно работать передней гребью и не мешает входу в палатку, обычно устанавливаемую при путешествии по широкой и спокойной реке.

парусный плот
Парус можно изготовить из современных синтетических тканей, достаточно прочных, чтобы он работал при ветре до 12 м/сек. В пешеходной части путешествия он применяется в качестве тента. Крепится парус к матче с помощью реи и фала. Последний служит для подъема и опускания паруса с использованием закрытого блока или заменяющего его устройства. Управляется парус двумя шкотами, прикрепленными к его нижним концам. Свободные концы шкотов пропускаются в паз, проделанный под выступающей частью третьей от носа ронжины, или под горизонтальные реи, специально укрепленные на расстоянии 2/3 длины плота от носа. В безветренные дни парус в зарифленном виде поднимается вверх, освобождая место на плоту.

Парусный плот «Юкагир» * имел длину 9 м и ширину 3,5 м. Площадь прямого брезентового паруса составляла 20 кв. м (4X5). Управление движением плота осуществлялось с помощью паруса и гуар — выдвижных килевых досок, использовавшихся еще мореплавателями Полинезии и Южной Америки. У «Юкагира» имелось 6 гуар: 3 — на носу и 3 — на корме. Гуара — прямоугольная доска шириной 25—30 см и толщиной 3 см. Длина гуары обычно зависит от парусности плота и характера реки. Гуары «Юкагира» имели длину около 1,8 м.

Для размещения гуар вдоль оси плота необходимо при сплочении основы его предусмотреть зазор 4—5 см между двумя центральными бревнами. Обращенные друг к другу стороны бревен должны быть обработаны под плоскость для создания нижних направляющих. Верхние направляющие образуются двумя параллельными брусками, прикрепленными сверху к валику подгребиц и валику для настила второго яруса, несущего на себе палатку. Диаметр брусьев, сделанных из сухостойного дерева, не более 10 см. С помощью поперечных планок вся направляющая разделяется на ячейки по числу гуар. Для удобства пользования в верхней части гуара имеет рукоятку. 1—2 сквозных отверстия в нижней части служат для фиксации гуары в непогруженном состоянии.

Вес гуар не должен рассматриваться как дополнительный груз, поскольку он либо в значительной степени компенсируется собственной плавучестью при работающих гуарах, либо полностью отсутствует как нагрузка для плота, когда находящиеся без употребления гуары прикреплены сбоку плота.

Двойной ряд валиков надежно предохраняет расположенный на настиле груз от волн, что немаловажно при сильном волнении, поднимаемом ветром на плесах рек.

«Юкагир» построен нами в верховьях правого притока реки Яны — Адычи, где основной материал для плота — сухостойная лиственница. Большой удельный вес ее древесины и необходимость перевозки большого экспедиционного груза привели к постройке комбинированного деревянно-резинового плота. Деревянная основа состоит из 2 квадратных плотов-саликов, каждый из которых собран из 12 бревен длиной около 3 м. Салики соединены между собой 4 бревнами длиной 9 м, по 2 бревна с каждой стороны.

В образовавшееся в центре плота квадратное отверстие помещен резиновый надувной спасательный плот типа СП-12, захваченный нами из Москвы. Диаметр основания резинового плота 2,8 м. Сквозь двери верхнего отсека пропущены 2 круглых бруса из сухой лиственницы диаметром 10 см и жестко прикреплены к поперечным валикам, расположенным параллельно валикам подгребиц. В местах соприкосновения резинового плота с деревянной основой поставлены резиновые амортизаторы. Брусья предохраняют резиновый плот от всплывания при заныривании «Юкагира» в стоячие волны шивер. В то же время резиновый плот может воспринимать нагрузку самостоятельно, не будучи ограниченным от перемещения вниз. В резиновый плот, паспортная грузоподъемность которого 1000 кг, был помещен весь груз. Там же в свободное от вахты время отдыхали участники экспедиции.

Управление плотом с помощью гуар и паруса требует одновременного участия трех или, в очень спокойной обстановке, двух человек. Плот хорошо сохраняет выбранное направление и имеет малый снос, если угол между направлением ветра и требуемым курсом составляет не более чем ±50°. Парус при незначительном попутном ветре сообщает плоту дополнительную скорость 1,5 км/час, а при попутном ветре 8 м/сек скорость плота увеличивается на 5 км/час.

Применение паруса расширяет возможности путешествий на плотах.

* См. очерк «На плоту по Адыче и Яне».