Там, где пойдут корабли
Речь пойдет о маршруте от Немана до Припяти. Этот маршрут связан с будущим Белоруссии, так как проложен по той пунктирной линии на карте, которая определяет завтрашний путь из Балтийского в Черное море через Прибалтику, Белоруссию и Украину, трассу будущего Днепро-Неманского канала.
Поход начинается на Немане от моста у дороги Новогрудок — Лида, около поселка Березовка (высаживайтесь на станции Барановичи и оттуда автобусом до Березовки). По дороге остановитесь в одном из древнейших городов Белоруссии — Новогрудке, где провел свои детские и юношеские годы замечательный польский поэт Адам Мицкевич. А в Березовке посетите стеклозавод «Неман», который вот уже почти сто лет создает изумительные изделия из стекла, славящиеся тонкой отделкой и разнообразием рисунка.
Но хватит сухопутной жизни. Пора в дорогу. Ваш путь пойдет вниз по Неману до впадения в него Щары, затем на юг по ней к ее верховьям и левому притоку Гривде. А от этой прямой, как натянутый шнур, речки по Коссовскому мелиоративному каналу через систему старых заброшенных каналов, через все Полесье к Споровскому озеру, к реке Ясельда и по речке Пине к древнему белорусскому городу Пинску, речному порту многоводной Припяти.
Более 400 км придется пройти на веслах и почти половину из них против течения. Не торопитесь тратить силы на Немане. Они еще нужны будут и на Щаре и, особенно, на полесском водоразделе. Стройте тактику похода с учетом того, что более половины пути будет по-настоящему трудовой. Но пусть вас это не пугает. И на тяжелом участке будет постоянно меняться пейзаж. Вы познакомитесь и с быстрыми реками Балтийского бассейна, и с осушенными и еще не тронутыми полесскими болотами, и с реками, лениво текущими к югу. А главное, впереди все время будет лететь мечта!
Мечта о том, как изменится этот край, когда на тех самых реках, по которым проходит маршрут, возникнут плотины и водохранилища, вырастут электростанции, встанут бетонные шлюзы. Разве не интересно попытаться заглянуть не в такое уже далекое будущее, когда разум человека, его труд спрямит бесконечные петли рек, проложит широкий глубоководный канал и суда без остановок пойдут от пасмурной Балтики к солнечному Черному морю, а маленькие белорусские поселки и городки встретят корабли морскими причалами, радугой путеводных огней.
Поднимется неманская вода у Гродно, подопрет ее 15-метровая плотина у мостов, разольется по своей долине Щара, сотни небольших каналов отсосут воду из полесских трясин, и там, куда боялся ступить человек, заколосятся посевы, вырастут новые, благоухающие сады.
Все это будет завтра, а сегодня... Сегодня пока приходится налегать на весла, особенно в устье Щары, где быстряки так и сносят шлюпки от берега к берегу.
На участке от устья и примерно до Слонима долина Щары довольно узкая. Ее коренные берега приближаются к самой реке. Высота их от 20 до 40 м. С крутых яров открывается прекрасный обзор и отчетливо видно, как петляет Щара. Извилистость ее на этом участке очень сильная. А каждый поворот — это быстряк, где течение буквально бьет в противоположный берег.
Чтобы их не размывало на быстринах, перпендикулярно от берега поставлены водоотбойные заграждения — заборы из хвороста, засыпанные камнями и дерном. Они действительно сбивают скорость течения у берега, зато усиливают струю потока на середине, и каждый раз при выходе из заграждения она отбрасывает шлюпки, несмотря на энергичную работу гребцов.
Ширина реки — от 50 до 90 м. Глубина — 1,5—2,5 м. При использовании Щары как транспортного пути нужны большие работы по ее спрямлению и углублению.
Выше Слонима долина Щары, до впадения в нее реки Гривды, расширяется до 2—2,5 км. Берега становятся низкими, заболоченными. Несколько выше и суше левый берег. Значительная часть его покрыта лесом. Река становится заметно уже — 30—50 м. Глубина 1—1,5 м. Около деревни Великая Воля и в 20 км выше Слонима сохранились створы двух разрушенных шлюзов из тех 14, что когда-то стояли на старой Днепро-Неманской водной системе. На всем протяжении вашего пути Щара и по сей день используется для лесосплава. Весной из озера Выгоновского по ней гонят своим ходом плоты, а летом идет молевой сплав. Надо добавить, что скорость течения на Щаре довольно сильно меняется в зависимости от уровня воды. Мы шли во время паводка, и ежедневные замеры показали, что скорость течения на участке устье — Слоним 0,8— 1,2 м/сек, а выше Слонима — 0,6—0,9 м/сек. Когда Щара, как говорят местные плотогоны, «входит в трубу», т. е. в свои нормальные берега, скорость течения несколько падает.
Казалось бы, именно из-за этого маршрут лучше проходить летом. Но впереди предстоит еще перебираться через водораздел по старым мелиоративным канавам, а летом многие из них пересыхают. И если почти на всех реках Белоруссии сезонность водных походов не ограничивается летними месяцами, то этот поход мы рекомендуем проводить во второй половине мая — первой половине июня, когда еще не установилась межень и есть возможность самый трудный участок пройти по воде. Можно, конечно, отправиться путешествовать и во второй половине сентября, но тогда температура воздуха будет значительно ниже.