Там, где пойдут корабли

В большую воду Ясельда разливается по всей долине и напоминает широкое, бесконечно длинное озеро. В такой обстановке крайне трудно определить фарватер, а в ветреную погоду и продвижение довольно рискованно. Тогда лучше уходить к более выявленному правому берегу. Только примерно через 20 км после Споровского озера русло становится уже и заметнее. От места впадения в Ясельду Агинского канала берега реки «обвалованы», и на них еще сохранились бурлацкие тропы, по которым тянули бечевой баржи.

Но около деревни Купятичи Ясельда снова начинает путать вас своими рукавами и притоками. Тут только по скорости течения и определяешь главное русло. В нем оно заметнее. А вот с остановками хочешь не хочешь, а придется выбираться на берег только около деревушек и поселков, прилепившихся к Ясельде на сухих буграх правого берега, так называемого Загородья. Это протянувшаяся с запада на восток возвышенность в междуречье Ясельды и Пины, за которой снова потянутся непроходимые болота Заречья.

Но мы раньше Заречья свернем из Ясельды. Сначала покажется мост через нее. С каждым ударом весел все ближе вырисовываются его пролеты. Но километра за четыре до него Ясельда вдруг начнет безбожно петлять. Она, как бы гуляя по широкой пойме, все время то уходит от сухого Загородья к лесу на другой стороне поймы, то разливается десятком проранов, проток и проливов. Вот тут и придется в большую воду поплутать и порыскать. Часа два пройдет, пока, наконец, мост останется за кормой. А за ним сразу по правому берегу среди густого кустарника скрывается рукав реки Пины — последнего перегона на маршруте.

Еще три часа хода — и перед вами на месте слияния Пины и Припяти раскинется довольно шумный портовый городок Пинск. У его каменной, набережной — финиш похода.

Прикинем примерный график. 1-й день: д. Березовка— р. Вязовка (левый приток) (38 км), 2-й: р. Вязовка — устье Щары (38 км), 3-й: устье Щары — р. Сипа (левый приток) (20 км), 4-й: р. Сипа — 40-й км (20 км), 5-й: 40-й км — 60-й км (20 км), 6-й: 60-й км — д. Поречье (23 км), 7-й: д. Поречье—г. Слоним (17 км), 8-й: г. Слоним — д. Добрый Бор (21 км), 9-й: д. Добрый Бор — д, Погорье (21 км), 10-й: д. Погорье — мост (21 км), 11-й: мост — д. Переволоки (16 км), 12-й: д. Переволоки — д. Козики (16 км), 13-й: д. Козики — Споровское оз. (30 км), 14-й: Споровское оз.— д. Тышковичи (40 км), 15-й: д. Тышковичи — д. Поречье (40 км), 16-й: д. Поречье — д. Купятичи (40 км), 17-й день: д. Купятичи — г. Пинск (16 км). Не нужно удивляться, когда в графике указывается выход на 40-й километр. Дело в том, что по правому берегу Щары идут отметки через каждые 10 км.

Поход по воде закончен. Вы в старинном славянском городке Пинске, которому скоро стукнет ровно тысяча лет. Когда-то в древней Руси он был вторым городом Турово-Пинской земли, потом стал одним из центров Полесья. Но с тех пор много воды утекло, и Пинск то приходил в запустенье, то снова начинал развиваться. Так, в начале XIX в. был открыт Днепро-Бугский канал, протянувшийся от Пинска до Бреста. Значение Пинска, как транспортного узла, в связи с этим возросло. Но канал оказался непригодным для судоходства. Только бурлаки протаскивали через него бечевой маленькие баржи да проводили небольшие плоты.

Постепенно канал терял свое значение, и снова замирала жизнь в Пинске.

По сути дела, город обрел облик промышленного и культурного центра за послевоенные годы. Был полностью восстановлен и заново реконструирован канал. Он на всем протяжении стал судоходным. Днем и ночью от каменной набережной Пинска идут в братскую Польшу и ГДР караваны барж с грузами, пароходы и катера. Если кому захочется, то можно по Днепро-Бугскому каналу проехать из Пинска пароходом, а то и на лодках до Бреста.

Из Пинска можно ехать пароходом вниз по Припяти, поездом на Киев или самолетом на Минск. И когда под крылом развернется полесская земля, зеленый покров которой изрезан голубыми нитями рек и каналов,— вспомнится весь трудный путь от быстрого Немана к задумчивой Припяти, и станет хорошо на душе от того, что этот маршрут оказался по силам, дал столько интересных впечатлений, познакомил еще с одним уголком родной земли.
                                                                                                   г. Минск

Страницы: 1 2 3 4