Зимние дороги и следы их летом

В нашей стране проведено много новых дорог через непроходимые топи и болота, построены сотни железобетонных и стальных мостов через широкие реки и каналы. Все промышленные центры окружены густой сетью шоссейных и гудронированных дорог. Но не уменьшилось значение и временных зимних дорог. Особенно ценны они при освоении таежных просторов Сибири, где опять, как встарь, при «землепроходцах», играют большую роль зимние дороги и ледяные мосты, которые «мороз-воевода» перекидывает через реки, озера и трясины.

Для путешествующих на лыжах зимние дороги могут оказаться полезными в районах с глубоким снегом и особенно при необходимости быстрого выхода к ближнему населенному пункту. Летом следы зимних дорог помогут «читать» местность, обозначая также и опасные участки маршрута. Вот почему зимние дороги, их своеобразные свойства, и летние следы необходимо знать всем туристам.

Напрасно многие считают, что зимой можно ездить всюду, «куда глаза глядят». Зимой можно ездить, особенно с тяжелым грузом, только по зимним дорогам. Вне зимних дорог под пологом снега топь и болота промерзают неглубоко — всего на 10—15 см, а то и меньше. Зимнее же уплотнение дорожного снега на лугах, моховых и травяных болотах способствует глубокому промерзанию грунтов и сохраняется до поздней, весны. Когда на лугах и болотах уже сходит снежный покров, по зимним дорогам еще можно свободно передвигаться.

Глубоким промерзанием на местах зимних дорог объясняется и интенсивное раскисание грунтов летом— заболачивание, известное под названием «зимников». На болотах зимние дороги в летние месяцы особенно топки и непроходимы, в буквальном смысле слова. Летом и пешему и конному необходимо избегать топких «зимников».

На открытых суходольных лугах и полях, под уплотнением снега, на зимних дорогах наблюдается также глубокое промерзание грунтов и позднее оттаивание. В результате такого промерзания часты пучение дороги и разрушение корневой системы травяного покрова. Поэтому обычно на лугах и полях зимние дороги также оставляют свои летние следы в виде голой, лишенной растительности полосы среди цветущего луга, клеверного поля, озимой ржи.

Своеобразные следы в виде гладкой серебристой ленты зимние дороги оставляют летом на водной глади лесных озер. Образование этих следов объясняется тем, что весной на зимних дорогах, загрязненных конским пометом, лед тает быстрее и раньше показывается свободная, открытая вода, а вся зимняя дорожная грязь оседает на дно. Органические вещества, которые из года в год падают на дно, накапливаясь под водой, выделяют на поверхности воды легкий маслянистый налет. Этот налет и порождает серебристые ленты на месте зимних дорог летом, особенно выделяющиеся, когда озеро рябит.


Аналогичное явление хорошо известно на всех морях, где на долгие месяцы сохраняются следы маслянистых веществ, которые пароход оставляет в пути в виде тончайшей пленки. Волны лишь поднимают и опускают эту пленку, а мелкие волны сглаживаются ею. Свойством нарушения ряби на водной поверхности маслянистыми веществами широко пользовались разведчики и партизаны в годы Великой Отечественной войны. Смачивая подсолнечным маслом или керосином веревку или шпагат, они выбрасывали конец смоченной веревки в воду и тянули его за лодкой, выписывая заранее условленные слова или знаки.

Следы зимних дорог на глади водной поверхности лесных озер могут служить ориентиром направления дороги на противоположном берегу озера. Разветвление следов зимних дорог указывает на то, что в районе озера имеется не одно, а несколько селений, к которым зимой ведут дороги.

Зимой вокруг зимних дорог животный мир богаче, чем в лесу и в поле. Сюда направляются заяц и серна подобрать упавшие с воза клочки сена. Поохотиться на зайца и дикую козу сюда приходят лиса и волк. К весне здесь собираются первые прилетные птицы: грачи, жаворонки, скворцы. В летнее время по обочинам некоторых «зимников» прокладывают свои тропы звери, а около дорог гнездятся утки, тетерева, лесные куропатки.

В летних походах надо замечать по разным признакам зимние дороги, чтобы использовать их (или иметь в резерве) в зимнем походе в том же районе.