Бечевой против течения

На быстрых реках против течения, когда скорость воды не позволяет идти на веслах, туристы вынуждены пользоваться шестами или применять движение бечевой. Для разных типов судов — байдарок, лодок, долбленок — способы такого движения в основном аналогичны и различаются лишь незначительными техническими особенностями, обусловленными конструкцией судна, способом крепления и прочностью снастей для проводки. Наиболее часто применяют следующие способы ведения судна: 1) длинной бечевой с рулевым на лодке (рис. 1, А); 2) по обоим берегам (рис. 1, Б); 3) за две бечевы при управлении с берега (рис. 1, В); 4) с помощью бечевы и шеста (рис. 2, А); 5) за носовой фал (короткий чальный конец) (рис. 2, Б). В некоторых случаях лодку проводят на руках.

Основное требование к бечеве — легкость и прочность. Желательно, чтобы при намокании она не впитывала воду, что значительно увеличивает ее вес. Бечеву нужно выбирать хорошего, плотного кручения, пропитать ее в парафине, растворенном в бензине (100—150 г парафина на 1 л бензина). Следует учитывать, что жесткая, особенно плетеная, бечева натирает руки, а при больших нагрузках даже срывает кожу. В качестве бечевы удобны капроновые шнуры и веревки.


Прочность бечевы на разрыв для рек средней сложности должна быть: для байдарок — не менее 125—150 кг, для долбленок двухместных — не менее 150— 170 кг, для плоскодонок и лодок двух-трехместных — 170—250 кг, для лодок четырех-пятиместных — 250— 350 кг. Менее прочная бечева ведет к задержке в походе, а иногда и к авариям.

Способ ведения выбирается в зависимости от условий похода. На широких реках при наличии бечевника (проходимых берегов) нужна длинная бечева, так как препятствия на таких реках значительны по размерам. Различные мели выдаются на десятки метров от берега, и для обхода их нужно иметь соответствующий размах маневра.

Для ведения бечевой с рулевым на судне в середине его устанавливается мачта высотой около 130 см. К носовому рыму привязывается снасть-поводок из куска бечевы (длина поводка равна высоте мачты). На конце поводка крепится металлическое кольцо или завязывается петля; последняя хуже, так как в месте соприкосновения с петлей бечева поводка быстро перетирается. Участок бечевы, который трется о кольцо, желательно натирать парафином Мачта крепится двумя вантами (растяжками) к бортам в одной плоскости с нею. Бечеву пропускают через кольцо или петлю поводка и привязывают к мачте с таким расчетом, чтобы оставался свободный конец, который крепится к лодке за банку или за шпангоут позади мачты и играет роль штага (оттяжки в продольной плоскости судна). Эти снасти предохраняют мачту от поломки (рис. 3, А). Другой конец бечевы сматывают на мотовило, которое должно быстро и без задержек травить бечеву. Судно к движению готово.

Оснастка байдарки мало чем отличается от оснастки лодки, но, поскольку у стандартных байдарок носовой рым недостаточно надежен, приходится прибегать к следующему способу крепления поводка: конец бечевы вяжется петлей такого размера, чтобы она охватывала нос байдарки на уровне крепления форштевня к кильсону (рис. 3, Б). Одним концом петля крепится втугую к бимсу 2-го шпангоута, другой конец служит поводком, Так как у байдарки заднюю оттяжку мачты крепить неудобно, то делают две к фальшбортам или разрезным бимсам 4—5-го шпангоутов. Один конец бечевы от мачты крепится к бимсу 2-го шпангоута. В качестве мотовила можно использовать спинку сиденья, наматывая бечеву крест-накрест.

Для различных видов судов толщина мачты по комлю должна быть следующая: для байдарок — не менее 4 см, для челноков — около 5 см, для лодок, в зависимости от веса,— 6—8 см. Наиболее употребительный материал для мачты — береза, сосна, ель.

Помимо описанного, достаточно надежного, способа, бечеву можно крепить: у челнока—за уключину, за борт и за короткую мачту (рис. 3, В и Г), у байдарки — за полубимс среднего шпангоута и за короткую мачту. В первом случае бечева окажется слишком низко; провисая, она будет касаться воды и даже погружаться на значительном протяжении, что затруднит движение и управление лодкой, особенно при наличии водных растений, за которые бечева будет цепляться. Во втором случае создаются условия для более сильного крена, что может привести к опрокидыванию судна.

Страницы: 1 2 3 4