Бечевой против течения

Движение бечевой при управлении с берега наиболее удобно на реках с равномерным (хотя и быстрым) течением, вдоль приглубых берегов и там, где русло не слишком засорено растениями, высоко выступающими из воды камнями, корягами, за которые могла бы задеть бечева, Преимущество по сравнению с предыдущим способом заключается в том, что освобождается один человек, что особенно заметно на байдарках и двух-трехместных лодках. Свободный член экипажа может заниматься фотографированием, рыбной ловлей, охотой или пройти несколько вперед группы, чтобы выбрать место для привала и приготовить пищу. Нужно помнить, что на два-три судна должен оставаться один свободный человек, который мог бы оказать в нужный момент необходимую помощь.


Подготовка судна к выходу заключается в следующем: бечеву укрепляют одним концом за носовой рым, а другим — за корму. На байдарке чаще всего бечева крепится к носовому рыму и бимсу шпангоута у кормового конца кокпита. Лодку ставят параллельно берегу и протягивают вдоль берега бечеву, сложив оба конца вместе. Бечева сматывается на мотовило поочередно по одному витку с каждого конца в разные стороны с таким расчетом, чтобы идущие от носа и кормы концы оставались с противоположных сторон мотовила (рис. 5).

Готовое к выходу судно отталкивают от берега под углом к направлению течения и, используя поток воды, направляют от берега, натягивая кормовой конец сильнее носового. Управление производится с помощью бечевы изменением длины носового и кормового концов. Чтобы судно отдалить от берега, подтягивают кормовой конец, а чтобы приблизить его к берегу, подтягивают носовой. После того как в основном отрегулирована длина кормового и носового концов бечевы путем наматывания ее на мотовило, управление производится изменением положения мотовила, что может дать разницу, равную удвоенной длине мотовила.

Так как на реках, помимо основного потока, имеется местное косоструйное течение, то судно может неожиданно повернуть боком к нему. Такое опасное положение при малейшей оплошности идущего с бечевой обычно приводит к переворачиванию судна. Поэтому, если нагрузка на бечеву резко возрастет, необходимо без малейшей задержки потравить бечеву или ослабить ее натяжение отходом назад, но ни в коем случае не продолжать двигаться и не тянуть судно насильно. Только выяснив причину увеличения нагрузки, можно продолжать движение. Если судно попало в косоструй и стало боком, необходимо выводить его за носовой конец, протравив кормовой настолько, чтобы дать судну возможность развернуться носом против течения.

Ведение этим способом можно осуществлять только не очень длинной бечевой, так как длинная будет провисать, касаясь воды.

Ведение по обоим берегам применяется в тех случаях, когда на них имеется бечевник, на достаточно узких реках и на таких участках, где можно осуществить переправу в любое время, если появится необходимость соединить группу, члены которой находятся на разных берегах. Оснастка лодки заключается в креплении к носовому рыму двух концов бечевы, которые разносятся по обоим берегам. Длина бечевы должна быть несколько больше ширины реки. Судно управляется бечевой за счет выбирания ее с одного или другого берега. Маневренность при этом способе проводки достаточно хорошая. На шумной реке, где голосовая связь затруднительна, требуется хорошая слаженность экипажа.

Страницы: 1 2 3 4