Бечевой против течения
При движении бечевой на байдарке целесообразно пользоваться рулем. Для судов, где рулевой имеет возможность сидеть непосредственно на корме, вполне удобно рулевое весло. Перед каждым выходом необходимо проверять состояние бечевы, особенно в том месте, где скользит петля поводка. Потертые, ослабленные места нужно вырезать и бечеву соединить узлом.
Движение бечевой производится следующим образом: рулевой занимает свое место, а другие члены экипажа разматывают бечеву и идут вдоль берега. Если лодка тяжелая, то один из туристов может остаться помочь рулевому отойти от берега. У приглубого берега можно начинать движение, стравив бечеву на 25—30 м, и уже на ходу стравливать остальную часть, в зависимости от условий. Рулевой отталкивает лодку и ставит ее под некоторым углом к течению носом от берега, в это время идущие бечевой начинают движение.
Когда лодка отойдет от берега, за счет действия течения следует несколько привестись — поставить судно так, чтобы его продольная ось была как можно ближе к направлению движения. Нужно помнить: чем острее угол между направлением движения и продольной осью лодки, а также направлением движения и бечевой, тем легче ее тянуть (рис. 4).
Чтобы обойти препятствия (заросли камыша или мель), нужно заранее начать отход от берега, иначе при попытке сделать крутой поворот лодка может потерять ход и перестанет управляться. При возникновении затруднений рулевой должен сообщить товарищам, идущим бечевой, и они, изменяя скорость движения, а также длину бечевы, помогут ему выполнить маневр. В момент отхода от причала группы удобно выстраиваться в колонну на расстоянии одного-двух корпусов судна друг от друга. Идущие бечевой начинают движение, когда с ними поравняется предшествующее судно.
Притоки преодолеваются, как правило, в неблагоприятных условиях, так как наносы, образованные притоком, иногда отходят довольно далеко от берега. Рулевой, чтобы не посадить судно на мель, должен держать курс от берега под значительным углом к бечеве, что, в свою очередь, увеличивает угол между бечевой и направлением течения. Чтобы рулевой мог совершить маневр, идущие бечевой должны максимально стравить ее, одновременно увеличивая скорость, чтобы лодка не сбавила ход в момент обхода препятствия. Здесь скажется слаженность работы команды и ее туристский опыт. При допущенной ошибке придется тратить много времени и сил на снятие судна с мели и вывод его на глубокую воду.
Мелкие протоки с пологими берегами преодолеваются вброд. Протоки с крутыми берегами проходят по очереди, выбирая бечеву руками, чтобы освободить конец и позволить одному из членов экипажа перейти с ним через препятствие и дать ход лодке; затем идут через проток остальные. Таким же образом переходят овраг или канавы. На двухместных судах в этих случаях рулевым приходится садиться на весла и держаться до того, как преодолеет препятствие идущий бечевой, который предварительно выбирает бечеву соразмерно с условиями перехода через приток. Широкие и глубокие притоки команда преодолевает на лодках, предварительно собрав бечеву.
На быстрых, сбойных течениях, при прохождении водоворотов команда должна проводить лодку, все время наблюдая за ней, так как течение может поставить судно боком и, если вовремя не потравить бечеву, перевернет его. Бечеву нужно травить настолько, чтобы рулевой мог выправить положение, и затем предпринять следующую попытку преодоления препятствия.
При преодолении водной ступеньки команда выбирает несколько метров бечевы и подводит судно к препятствию, затем, стоя на месте и выбирая бечеву руками, дружными усилиями поднимает лодку на ступеньку, сообразуя скорость движения судна таким образом, чтобы нос его успевал всплывать. При первой же опасности (наката на лодку воды или зарывания ее носом) необходимо травить бечеву, иначе лодку может затопить или перевернуть. Чтобы создать наиболее выгодные условия прохождения препятствия, рулевой держит лодку носом строго против течения. При неудачных попытках преодолеть препятствие нужно испробовать другой способ.
Если ступенька преодолевается в условиях порога, сильно засоренного камнями, рулевой должен заранее продумать маневр на случай, если команда слишком много отпустит бечевы или бечева лопнет. Экипажи судов, идущие сзади, должны быть готовы оказать помощь впереди идущим товарищам. Если ступенька высокая и крутая, лодку лучше разгрузить и подстраховать второй бечевой, снятой с одного из следующих сзади судов.