Надувные байдарки

Развитие массовости и повышение сложности водного туризма предъявляет новые требования к основному снаряжению туриста-водника — байдарке. Многих по разным причинам не устраивают типы существующих байдарок, и, безусловно, все хотели бы иметь судно более надежное, особенно в условиях плавания по горным порожистым рекам.
Предлагаемая конструкция надувной байдарки, на наш взгляд,— наиболее удачное решение целого ряда проблем, возникающих перед туристом-байдарочником.
Прообразом надувных байдарок являются надувные лодки, предназначенные для рыбаков и охотников. Как правило, эти лодки имеют один герметичный отсек, достаточно легки и удобны в транспортировке, быстро собираются и разбираются, однако тихоходны, плохо управляемы, обладают малой обтекаемостью, почти не защищают от валов и брызг; плавание на них не безопасно из-за случайных проколов. Кроме того, отсутствие надувного дна не позволяет использовать их на мелких каменистых порожистых речках, так как груз, положенный на дно такой лодки, ударяясь о камни, просекает оболочку. Изготавливаемые в настоящее время десантные и спасательные надувные лодки делаются многоотсечными и являются более надежными. На некоторых лодках этого типа есть даже надувной пол и крыша, однако они также тихоходны и плохо управляемы, к тому же большие габариты и вес (60—80 кг и более) затрудняют использование их в сложных горно-таежных походах с большими волоками и узкими порожистыми верховьями горных рек.
Из выпускаемых промышленностью надувных байдарок у нас известны польские байдарки «Саламандра» и «Рекин», а также слаломные байдарки чехословацкого производства.
Байдарка «Саламандра» характеризуется малой обитаемостью, т. е. в нее просто некуда положить снаряжение и продовольствие для похода, к тому же плоское ненадувное дно и отсутствие деки не позволяют использовать ее на порогах и перекатах. Байдарка «Рекин» — улучшенная модификация «Саламандры», дно и дека у нее надувные. Однако малая обитаемость и относительно большой вес (приблизительно 20 кг) делают ее малопригодной для дальних походов.
Существующие у нас самодельные надувные байдарки можно разделить на несколько типов.
1.       Конструкция, у которой оболочка выполнена из тонкой прорезиненной ткани, раскроенной и изготовленной по образцу каркасных 2-местных байдарок. Изнутри к оболочке в качестве элементов каркаса пристегнуты продольные резиновые надувные трубы, заключенные в матерчатый чехол, для того чтобы при надувании создать необходимую жесткость и предохранить трубы от чрезмерного раздутия и случайных проколов (рис. 1). Байдарки такого типа очень легки, надежны (10—12 герметичных баллонов), но недостаточно жестки. С целью увеличения жесткости конструкции изнутри делаются специальные гнезда, в которые вставляются дополнительные элементы жесткости — трубки и палки из подручных материалов. Существенным недостатком конструкции является то обстоятельство, что при случайном проколе оболочки внутрь байдарки беспрепятственно поступает вода. Все это позволяет рекомендовать такие конструкции для походов выходного дня.


2.       Конструкция, у которой имеются две оболочки — внутренняя и наружная. Раскрой наружной оболочки выполнен, как у обычных 2-местных байдарок типа «Ладога». Внутренняя оболочка имеет несколько меньшую площадь. Наружная и внутренняя оболочки из тонкой прорезиненной ткани (желательно тонкий прорезиненный капрон) связаны друг с другом продольными перемычками из той же ткани и образуют, таким образом, продольные, желательно герметичные, отсеки (рис. 2).


Раскрой оболочек такой конструкции несложен: берутся чертежи шпангоутов или сами шпангоуты байдарки «Ладога» длиной 4 м 90 см («Ладога» выбрана потому, что наряду с хорошими мореходными качествами она обладает наибольшей шириной, а это важно, так как внутренняя полость лодки у нас будет на 200—250 мм уже и мельче из-за надувных баллонов), прочерчивается положение оболочки «Ладоги» и внутрь по самому широкому (мидель) шпангоуту вписываются окружности диаметром 100—120 мм так, чтобы они находили друг на друга и общая хорда у двух соседних окружностей равнялась радиусу окружности.
Определив количество окружностей (баллонов) выбранного нами диаметра по самому широкому шпангоуту, с остальными шпангоутами решаем обратную задачу: зная количество баллонов и величину их перекрытия (общая хорда равна радиусу), находим для каждого шпангоута свои диаметры баллонов, а зная диаметры баллонов и точки касания (пересечения) двух соседних баллонов по соотношению (рис. 3), определяем точки на внутренней и наружной оболочке, по которым предстоит пришивать внутренние перегородки. Зная разноску шпангоутов (расстояние между шпангоутами по кильсону), можем приступить к разметке оболочек. Перемычки будут также переменного сечения, их лучше сделать такой формы (рис. 4). Подобная конструкция надежнее работает на разрыв. Шить лодку предпочтительнее капроновыми нитками, а затем проклеивать швы. Концы ниток при случайных обрывах или окончаниях шва необходимо подплавлять.


Описанная конструкция надувной байдарки достаточно совершенна и надежна, однако она требует высококачественного материала (легкого, прочного, газонепроницаемого, способного хорошо сшиваться и склеиваться) и, что самое, пожалуй, трудное в домашних условиях, тщательности исполнения (особенно трудно добиться полной герметизации носа и кормы).
3.       Следующий вариант самодельной надувной байдарки включает в себя идею первых двух и в то же время не предъявляет особых претензий к качеству материала и тщательности исполнения оболочки. Надувными элементами этой конструкции являются самодельные резиновые надувные баллоны, склеенные из тонкой (толщина 0,3—0,4 мм) шелковистой резины, которую можно приобрести на базе Главхимсбыта или склеить из детской подстилочной резины, продающейся в аптеках.
Коэффициент раздутия резины следует брать не выше 1,3 (т. е. если в надутом состоянии диаметр баллона будет равняться 130 мм, в ненадутом он должен быть не менее 100 мм). Технология склеивания резинового баллона показана на рис. 5. Для удобства протаскивания резиновые баллоны заключались в старые капроновые чулки, сшитые в одну трубу по длине баллона. Вид спереди, сзади и сечение байдарки по наиболее широкой ее части (миделю) показаны на рис 6, 7 и 8.










Оригинально решен вопрос о спинках-шпангоутах (рис. 9). Запасные баллоны, вставленные в них, обеспечивают мягкую опору гребцам и не позволяют бортам лодки сходиться или расходиться при больших перегрузках, возникающих при прохождении порогов. Материал оболочек — тонкий прорезиненный капрон (БЦУ), усиленный по днищу более прочным материалом. Возможно использование любого другого материала, в том числе и непрорезиненного (пропитанного герметиком, прокрашенного, проглаженного с полиэтиленом и т. д.). Опыт эксплуатации такой байдарки на порожистых реках Карелии и Приполярного Урала показал, что:
1)       несравненно повысилась надежность байдарки; надувная байдарке не боится ударов о камни и тупые предметы, она ведет себя, как мяч, После удара о подводный камень на ее поверхности не остается ни малейших следов, так как надувные баллоны прекрасно амортизируют удар;
2)       байдарка совершенно не потопляема, ибо в нее накачано от 500 до 600 л воздуха; если учесть внутренний объем байдарки, она может поднять до 900—1000 кг малогабаритного груза;
3)       байдарка весит 15—16 кг; в зависимости от ее назначения и лучшего подбора материала вес может быть снижен до 8—10 кг;
4)       свернутая байдарка (кроме весел) свободно укладывается в абалаковский рюкзак и занимает объем, немного больший или равный объему, занимаемому оболочкой от байдарки «Ладога» или «Салют»;
5)       в байдарку могут быть загружены 4 уложенных рюкзака (2 в нос и 2 в корму), что достигается отстегивающейся декой и очень удобно при обносе завалов и заломов;
6)       «сборка» байдарки не требует специальных навыков и занимает, е зависимости от используемых средств, 20—30 мин., «разборка» — спуск воздуха из баллонов и свертывание — 5—10 мин.;
7)       байдарку можно использовать как надувной матрац (при длине судна 4,5 м двое укладываются в нем с достаточным комфортом); в случае плохой погоды над кокпитом натягивается легкий тент; все это существенно сокращает вес необходимого снаряжения (палатка, надувные матрацы);
8)       байдарка проста в изготовлении, может быть сшита на обычной ручной или ножной машине капроновыми нитками, у которых верхнюю катушку предварительно надо смазать касторовым маслом;
9)       байдарка хорошо ведет себя как при малой воде, так и при большом волнении и является надежным и удобным средством путешествия по сложным горно-таежным маршрутам.