Гребля

Подготовка туристов-водников в Чехословакии ведется на основе «Учебной программы гребли на туристских судах». Цель подготовки — научить туриста уверенно управлять лодкой на воде разного характера, разной степени трудности. Обучение проводится сначала на спокойной воде (озера, водохранилища, реки со слабым течением). Только после того, как обучающиеся достаточно овладеют всеми приемами, предусмотренными программой, тренировки переносятся на реки с быстрым течением и препятствиями средней трудности.

Работа на лодке состоит из трех основных частей: продвижения ее вперед (веслом), управления (веслом, рулем, наклонами) и торможения (веслом). Движение лодки вперед, назад и в стороны вызывается притяжением к неподвижной точке, которая образуется погружением весла в воду, а иногда и отталкиванием от этой точки (движение назад). От правильного выполнения гребка зависит жесткость этой точки и, следовательно, эффективность всего гребка. Каждый управляющий гребок в известной степени замедляет движение судна, и поэтому для достижения экономичности нужно разумно сочетать ускоряющую и управляющую части гребка.

Нос лодки при движении разрезает воду и тем самым удерживается в заданном направлении. Корма же движется в раздвинутой воде и поэтому более подвижна и подвержена влиянию внешних факторов (боковой ветер, боковое течение). Центр вращения находится перед центром лодки. Маневренность ее изменяется при разной загруженности носа и кормы. Поэтому многое зависит от размещения экипажа и груза. В такой же степени наклон вперед или назад влияет на подвижность судна. Для преодоления инерции лодки в начале поворота необходимо затратить на первые гребки больше энергии, но нужно вовремя прекратить вращающие гребки, чтобы не пришлось обратными гребками выводить лодку на необходимое направление.

Многие водники не учитывают важного правила: лодка — это рычаг, одним плечом которого является нос, а другим — корма. Поверхность воды в пределах досягаемости весла (весел) делится на четыре рабочих поля, которые взаимосвязаны попарно по диагоналям. Вращающие гребки необходимо выполнять в противолежащих полях, иначе их действие не будет эффективным (рис. 1).


Рис. 1. Рабочие поля:
а — двойки на каноэ (носовой — левый); б — одиночки на каноэ (левый); в — байдарки

Для управления лодкой применяются также наклоны. Их проводят как для повышения маневренности, так и для увеличения устойчивости и остойчивости.

Наклон на сторону, противоположную направлению поворота (отклон), увеличивает погруженную часть лодки на одной стороне. Сопротивление воды на этой стороне возрастает, и лодка поворачивает в противоположную сторону (рис. 2). Отклон имеет смысл главным образом при равномерном движении и малых изменениях направления с большим радиусом поворота. Используется в основном на спокойной воде или при правильном течении без больших волн и разделов струй.

отклон
Рис. 2. Отклон
завес
Рис. 3. Завес

Наклон в сторону поворота используется при повороте на месте, при быстром повороте с торможением, поворотах с опорой на весло или завесом на весло (рис. 3). При опоре или завесе на весло образуется точка, вокруг которой происходит поворот. Гораздо большее значение имеет наклон для повышения устойчивости и остойчивости лодки при переходе с тихой воды в струю и наоборот. При этом лодку наклоняют внутрь поворота, чтобы вода могла подтекать под днище. При малом или избыточном наклоне вода будет давить на борт и деку и может опрокинуть лодку.

Для туристов-байдарочников характерно на тяжелых участках использование закрепленной посадки, слаломной техники гребли, отклонов и наклонов.