Лодки

Основные качества лодки — скорость, маневренность, устойчивость (на курсе) и остойчивость. Скорость и маневренность — качества противоречивые: нельзя совместить в одной лодке максимальную скорость и максимальную маневренность. Скорость с ростом удлинения лодки возрастает, маневренность же падает. Скорость и маневренность зависят также от продольного профиля судна. При равном удлинении и одинаковом поперечном профиле лодка с выпуклым килем будет маневреннее лодки с прямым килем, а следовательно, медленнее. Так, у гоночного и слаломного каноэ при отношении их скоростей на спокойной воде как 3 : 2 их маневренности относятся как 1 : 5. Маневренность при этом оценивается по времени полного оборота вокруг вертикальной оси.

Указанная выше разница в скоростях гоночной и слаломной лодок на горной реке сокращается, в то время как разница в маневренности увеличивается.

Требования к слаломной и туристской лодкам можно кратко выразить следующим образом: слаломная — маневренность, устойчивость, остойчивость, туристская— устойчивость, остойчивость, маневренность, скорость.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что для туризма на горных реках лучше всего лодка слаломного типа.

В ЧССР туристы применяют в основном следующие типы лодок: прамицу, каноэ-двойку, каноэ-одиночку, байдарку-одиночку (неразборную и разборную). Туристская разборная байдарка-двойка используется мало, так как она менее маневренна, менее стабильна и не позволяет применять приемы современной слаломной техники. Маневренная лодка, даже при более слабой обшивке, получит на горной реке меньше повреждений, чем менее маневренная.

Прамица — открытая деревянная лодка с трапециевидным поперечным профилем и выпуклой килевой частью. Нос и корма плоские. Экипаж для слалома — 5 — 7 человек, в походе — 5 человек. На семерке гребцы размещаются на банках по 3 вдоль каждого борта, рулевой — на корме. Если экипаж из 5 туристов, места средней пары свободны и в походе используются для груза. Гребут на прамице сидя, веслами каноэ. Рулевой работает гребью в уключине, а на сложных трассах — обычным веслом каноэ. Чтобы повысить скорость, гребцы работают стоя на одном колене.

Каноэ бывают двух типов: туристского и слаломного. Первый тип — традиционное деревянное каноэ с прямым килем; слаломный тип отличается выпуклой килевой частью, гладким дном и большим разнообразием обводов. Гребут в каноэ сидя на банке (туристская гребля) или стоя на коленях (слаломная гребля). При гребле на коленях приседают на банку. Слаломный способ гребли используется туристами на сложных участках. Гребцы сидят или стоят на осевой линии лодки и гребут у противоположных бортов все время на одной стороне. В каноэ-одиночке турист находится в центре судна и гребет тоже все время у одного борта, но на сложных участках может переносить весло на противоположную сторону без перехвата рук.

В туризме и слаломе существуют два разных подхода к вопросу о материале для лодки. Деревянная лодка надежнее, не боится повреждений, но зато тяжелее и поэтому менее маневренна. Кроме того, вес лодки имеет немаловажное значение при транспортировке. Однако в ЧССР вопрос транспортировки не стоит так остро, как у нас, потому что там есть достаточно хорошие подъезды к интересным для туристов и слаломистов рекам и перевозка по железной дороге или на автомобилях неразборных туристских и слаломных лодок — дело обычное. Тем не менее существуют также каноэ с бумажной, фанерной обшивкой, стеклопластиковые каноэ. Последние строятся почти без каркаса и постепенно вытесняют деревянные каноэ, особенно в слаломе.

Из байдарок в слаломе участвуют только одиночки. Для туризма используются тоже, в основном, байдарки слаломного типа. Оболочки разборных байдарок — из прорезиненной ткани или поливинилхлорида, каркасы, как правило, деревянные. Неразборные байдарки часто делаются целиком из стеклопластика.

Для гребли на байдарках применяются, по возможности, целые, неразрезные, развернутые весла, так как стык создает некоторую ненадежность. Для гребли на каноэ и прамицах употребляют слаломное весло, имеющее несколько укороченные древко и лопасть.