Меры безопасности на воде

Опасности бывают субъективные и объективные. К субъективным относятся плохое состояние здоровья, недостаточно хорошо подготовленная лодка, плохая организация коллектива и все, что зависит от самого туриста.

Во избежание подобной опасности необходимо обеспечить лодку надувными камерами на носу и на корме ее, водонепроницаемым плотным фартуком. Большое значение имеет также удобное, прочно укрепленное сиденье. Если оно соскользнет при гребке со своего места, это может стать причиной переворота. Фартуки байдарок-одиночек обычно выполняются в виде колокола из тонкой прорезиненной ткани, по нижнему и верхнему краю которого продернут прочный резиновый жгут. Нижняя кромка надевается на фальшборт, верхняя — на тело гребца. Когда гребец покидает лодку, фартук остается на нем. Сиденья делают плоскими или профилированными.

На корме полезно иметь конец длиной 5—7 м с ярким поплавком. Большую пользу принесет в случае потери или поломки весла резервное весло. Байдарочник укладывает половины его в специальные карманы на деке, древко пристегивает ремнем. При необходимости весло должно легко освобождаться. Некоторые водники основное весло привязывают к штевню или фальшборту длинной веревкой, которая не мешает гребле. Однако для работы таким веслом нужен некоторый навык, поскольку веревка может цепляться за ветви кустов, доставляя большие неприятности.

Важный навык слаломиста — умение плавать на спине ногами вперед (обычное плавание на животе в быстрой воде с валунами, сваями опасно). При этом надо стараться грести против течения, проводя траверз к берегу.

Сильно облегчает плавание спасательный жилет. Делают его следующим образом. В два чехла из плотной ткани помещают по надувной подушке или камере от мяча. Чехлы располагают на груди и спине гребца. На плечах подушки соединяются широкими бретелями, под мышкой и на нижних углах — широкой резиновой тесьмой. Нижний край подушек пристегивается к поясу брюк или плавок тесьмой, чтобы при падении в воду подушки не затрудняли дыхания. Для защиты головы от ударов в воде слаломисты применяют обычно хоккейные шлемы. Можно использовать также мотоциклетный или велосипедный шлем.

Технический уровень водников должен соответствовать сложности маршрута, по которому они идут. Если встречается препятствие повышенной сложности, обход его — не трусость, а уступка человека природе, которая оказалась сильнее его.

Если лодка залита водой и почти потеряла управляемость, нет смысла сидеть в ней, так как всегда возможно столкновение с препятствием, о которое ее можно повредить или даже сломать. Опытный водник переворачивает лодку вверх дном и старается, плывя за ней и держась за штевень, постепенно отвести ее к берегу.

К объективным опасностям относятся ветер, дождь и различные препятствия, которые достаточно хорошо описаны в отечественной литературе. Мы остановимся лишь на некоторых.

Заворот. При прохождении плотины или водосброса с заворотом необходима максимальная скорость, иначе можно по волне соскользнуть обратно, и вода, падающая с плотины, грозит сломать лодку.

Вспененная вода малой плотности плохо держит лодку, и возможен удар о дно.

Дождь не позволяет «читать воду», и поэтому во время его по сложной реке лучше не ходить.