Преодоление плотин и водосбросов

На реках, по которым сплавляются туристы, плотины могут иметь водосбросы. Водосбросы снабжены двумя каменными или бетонными бордюрами, между которыми находится заграждение (бревна, деревянные балки или металлический сегмент с ручным приводом). Проходимость этих препятствий зависит от количества воды в водосбросе или на плотине, высоты волн и характера воды под плотиной.

Прежде всего каждая плотина и водосброс должны быть осмотрены. Иногда можно просмотреть плотину, проходя над ней от берега к берегу, но это под силу только опытным водникам, да и то есть опасность свалиться вниз. Лучше причалить выше плотины и осмотреть ее с берега.

Водосброс с правильными волнами проходят серединой треугольника слива со средней скоростью. Тяжелые неправильные волны стараются обойти по границе струи и противотока на большой скорости. Нужно следить, чтобы противоток не подхватил нос, Если под водосбросом достаточно места и воды по сторонам бордюров, волны обходят так называемым телемарком: между бордюрами проходят наискось к концу противоположного бордюра и в этом месте быстро выходят носом в противоток (рис. 8). Применяется техника входа из струи в противоток. Не следует бояться большого наклона, не нужно преждевременно его прекращать.

телемарк вправо
Рис. 8. Телемарк вправо:
белая стрелка — направление течения: черная направление входа лодки; тонкие линии — направление струй

Водосброс с заворотом проходят прямо на максимальной скорости, а длинные водосбросы с замедлителями — на средней скорости между гребнями волн.

Частично или полностью загороженный водосброс можно перепрыгнуть, если над заграждением и на настиле достаточно воды. В большинстве случаев при прямом прыжке корма бьет о заграждение, но иногда нос бьет о настил. Для облегчения лодки груз лучше перенести по берегу. Вначале делается наклон назад для облегчения носа, а после падения носа — наклон вперед для облегчения кормы. Во избежание ударов опытные водники проходят такие водосбросы боком. Однако при этом под водосбросом не должно быть обратной волны. При соблюдении такого условия прыжок, вызывающий у неискушенных ужас, будет весьма легким. В водосброс входят почти параллельно заграждению, носом немного раньше, так как в последний момент струя может быстрее смыть более подвижную корму. Веслом слегка опираются выше лодки и поддерживают до последнего момента ее параллельность заграждению. Туловище гребца прямое.

Плотины с наклонной плитой и достаточным количеством воды проходят просто, если под ними нет заворота или вспученной, вспененной воды, которая опасна из-за малой плотности.

Небольшие отвесные плотины тоже можно перепрыгивать, если трезво оценить, насколько будет силен удар кормой и не зальет ли лодку вспененная вода. К сожалению, не все водосбросы и плотины можно пройти, некоторые необходимо обносить. Часто применяются перенос судна через заграждение, спуск его на веревке и пр.

Есть еще один прием, которым должны владеть туристы-водники, — так называемый «эскимосский переворот». Он позволяет подняться после опрокидывания из воды вместе с лодкой, не вылезая из нее Ограниченность объема статьи не позволяет здесь подробно описать прием. Остановимся лишь на приеме, являющемся подготовкой к «эскимосскому перевороту». Речь идет об «эскимосском мосте». После опрокидывания турист бросает весло (имитация потери весла) и вытягивает руки из воды у бортов. К пострадавшей лодке подходит спасительная лодка (носом к руке), и опрокинувшийся поднимается из воды, опираясь о нос спасательного судна. В тренировке лучше использовать маску для подводного плавания. Выполнение «эскимосского переворота» без весла сложно, и мост является важным вспомогательным приемом при потере весла или неудачной попытке при отработке переворота.

«Эскимосский переворот» можно делать только на слаломной байдарке, только при наличии фартука, в который не проникает вода, и при закрепленной посадке, когда судно служит как бы продолжением тела гребца.