Управление лодкой с помощью руля

Управление с помощью руля имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: нет необходимости в управляющих гребках, гребля в постоянном темпе, равной интенсивности с обеих сторон. Недостатки: руль не позволяет двигаться кормой вперед и проводить траверз. Он уязвим при прохождении перекатов, мелей, при прыжках через водосбросы, не позволяет использовать современную слаломную технику. Руль применяется, в основном, на больших водных пространствах в двухместных байдарках и неповоротливых одноместных байдарках килевого типа.

Управление лодкой для поворотов большого радиуса на спокойной воде или воде с правильным течением

Отклоном: не изменяя способа гребли (основной гребок), лодку наклоняют в сторону, противоположную повороту; туловище прямое.

Гребками неравной силы: на стороне, куда нужно повернуть, гребут слабее, на противоположной стороне — сильнее.

Гребком от лодки: на внешней стороне гребут не только сильнее, но и дугой от лодки, на внутренней — укороченным и ослабленным гребком как можно ближе к борту.

Гребком от лодки с неравномерным хватом весла:
внутренняя рука держит весло у лопасти, внешняя — за середину древка; внешняя рука проводит гребок дугой от лодки.

Гребком от лодки только на одной стороне: на внутренней стороне не гребут, на внешней — повторяющиеся гребки дугой от лодки.

Гребком от лодки на одной стороне и обратным гребком — на другой: на внешней стороне проводится гребок дугой, на внутренней — весло заводится за тело и проводится обратный гребок тыльной стороной лопасти. Этот поворот используется на спокойной воде для неманевренных типов байдарок.

Управление лодкой для крутых поворотов на ограниченном пространстве

Быстрый поворот опорой на весло: весло выдвигается внутрь поворота. Древко направлено назад под острым углом к осевой линии лодки. Тыльная сторона весла повернута к поверхности воды, передняя кромка несколько поднята над водой, образуя угол атаки, чтобы лопасть не подсекла воду. Наклонив лодку и тело, ложатся на лопасть. Образуется точка опоры, вокруг которой вращается лодка, сильно наклоненная внутрь. Небольшой наклон вперед облегчает корму и помогает ее вращению. Поворот заканчивается обратным гребком дугой от лодки с одновременным выпрямлением, подтягивая лопасть перпендикулярно лодке. На лопасть постоянно должна набегать вода, иначе она перестанет быть точкой опоры и можно упасть в воду.

Движение назад. При обратной гребле употребляется наклон вперед для облегчения кормы, это упрощает управление судном. Движение назад с нормальным обратным гребком используется на длинных участках, главным образом против течения (при траверзе).

При коротких сдвигах назад по струе, когда лодка уже разогнана и требуется точно ее вести (прохождение узкого места и т. д.), применяется движение назад завесом на одну лопасть за телом. Завес назад проводится на лицевую сторону лопасти. При этом не только толкают лодку назад, но при необходимости притягивают или  отталкивают корму, всего лишь поворачивая весло кистью руки. Для нового гребка весло ведут по воде кромкой назад.

Боковое притяжение. Применяется, если необходимо всю лодку сдвинуть в сторону. Нижняя рука вытягивается в сторону сдвига, верхняя согнута в локте, кисть в 10 см над теменем. Лопасть погружается в воду окантовкой параллельно продольной оси лодки. Весло подтягивается к центру лодки (рис. 4). Для нового гребка весло ведется по воздуху, тело и лодка наклоняются вслед за веслом.

наклон с опорой на весло
Рис. 4. Наклон с опорой на весло

Притяжение восьмерками. Для нового гребка весло ведется не по воздуху, а по воде, тыльная сторона лопасти скользит по ней так, чтобы вода постоянно давила на нее, иначе можно упасть в воду. Лопасть в воде описывает восьмерку.

Быстрый поворот завесом на весло. Нижняя рука вытягивается наискось вперед, верхняя сгибается в локте сильнее, чем при подтягивании. Кисть верхней руки может оказаться за теменем или над внутренним плечом. На лопасть, находящуюся в таком положении, производится завес, и весло подтягивается к носу лодки (вода все время должна давить снизу на лопасть). Одновременно выпрямляется туловище. При таком повороте главным образом подтягивается нос, для облегчения поворота завес сопровождается небольшим наклоном назад (рис. 5).


Рис. 5. Боковое притяжение

Поворот завесом рекомендуется физически развитым байдарочникам на лодке слаломного типа, но лишь после того, как они в совершенстве овладеют наклоном и опорой на весло. В противном случае от приема будет больше вреда, чем пользы.

Начинающим туристам, даже овладевшим лодкой на спокойной воде, следует выходить на быструю воду только в коллективе, под наблюдением инструктора или хотя бы опытного водника.