В морской круиз

И все-таки, как показывает статистика, теплоходом отправляются путешествовать на весь отпуск. Особенно если учесть, что плавают теплоходы не только по рекам, но и по многочисленным морям нашей страны.

Правда, еще несколько лет назад география морских круизов была весьма ограничена: Балтика да Черное море — вот, пожалуй, и все. По пальцам можно перечесть и наши первые плавучие туристские базы. Их изящные силуэты знакомы каждому, кто бывал в Крыму или на Кавказе: «Россия», «Грузия», «Петр Великий»...

За минувшие годы к этой троице на одном только Черном море прибавилось еще целое семейство судов: «Абхазия», «Адмирал Нахимов», «Украина», «Кара-Даг», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели»...

Попав на борт современного морского лайнера, такого, скажем, как «Тарас Шевченко» или его брат-близнец «Шота Руставели», нетрудно растеряться. Не так-то просто на этом семисотместном корабле-отеле найти, например, свою каюту или ресторан, спортивный зал или бассейн, выяснить, какая программа нынче вечером в концертном зале. На судне даже существует специальное бюро информации, где пассажир может получить ответ на любой интересующий его вопрос.

Морские купания, южный загар плюс комфорт, радушие команды, безукоризненное обслуживание — вот что отличает сегодняшнее путешествие по Черному морю.

Наверное, нет надобности подробно останавливаться на маршрутах туристской черноморской эскадры. Они достаточно известны и в основном связаны с заходом в курортные города Крыма и Кавказа. (Навигация начинается 1 апреля, заканчивается в ноябре. Каждый рейс рассчитан на 18—20 дней.)

Другое дело круизы, только начинающие завоевывать популярность. Понятно, что многих северян, которым порядком надоела долгая зима, капризная, сырая весна, тянет к южному теплу, туда, где целый месяц можно загорать и купаться, ходить в шортах и сандалиях. И северянин едет к Черному морю. Но, как говорится, на вкус, на цвет товарища нет. Есть, оказывается, и такие (допустим пока, что это в основном южане), кто Черному морю предпочитает Белое. Да, именно там начинается один из самых новых морских маршрутов, организованный в прошлом году Санкт-Петербургским советом по туризму..

Теплоход «Татария». Дата отправления 27 августа. Путь следования Архангельск—Соловецкие острова—Нарьян-Мар—Диксон—Игарка—Дудинка—Мурманск. Время в пути — 20 дней.

Прочитав такую программу, кое-кто, пожалуй, может поежиться: «Есть же чудаки!» Оказывается, есть!

«Все было интересно — знакомство с Севером, экскурсии по городам и островам, встречи с местным населением,— пишет в книге отзывов Санкт-Петербургского бюро путешествий группа москвичей.— Мы были на острове Колгуев, посетили Норильск, загорали за полярным кругом, покачивались на волнах Карского моря, любовались северным сиянием».

«Мы увидели,— замечает член Союза писателей Авдышев,— какой гостеприимной может быть Арктика, какой прекрасной и интересной может быть поездка на Север».

«Просто здорово! — в тон ему восхищается инженер Тимофеев из Санкт-Петербурга.— Я пленен Арктикой! Доволен вниманием и заботой».

И как бы подводя итог этим многочисленным восторженным отзывам о путешествии на «Татарии», москвичка Филимонова пишет: «Приношу большую благодарность организаторам этой изумительной поездки. Если учесть, что это был первый опыт, то все было организовано отлично».